Эвтаназия

09.07.2010г.

В известной «Клятве» Гиппократа по этому поводу сказано: 

«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». 

Большинство медиков всех времен оставались верными этому этическому правилу и строго соблюдали его в своей практической работе.

К сожалению, существовала и другая точка зрения, трактующая, что если больной безнадежен и очень страдает физически, то ускорение его смерти нравственно оправдано.

А. Ф. Кони, придерживаясь последней точки зрения, писал:


«…где нет возможности совершенно прекратить страдания, не прерывая нити жизни, допустимо с нравственной точки зрения участие врача в успокоении больного навеки». 

Идеи эвтаназии приобрели особенно уродливые и искаженные формы в странах, где господствовал фашизм. Так, под прикрытием эвтаназии шло тщательно спланированное массовое уничтожение фашистами своих идейных и политических противников, а также целых народностей, что являлось частью их планов расового отбора населения. Нацисты, для которых не существовало никаких моральных норм, узаконили проведение экспериментов над душевнобольными и их физическое уничтожение. Сторонники эвтаназии на Западе и сейчас еще ставят вопрос о праве на смерть для человека в каких-то исключительных условиях его жизни, и это именуется развитием гуманизма.

Искусственно вызванная легкая смерть сама по себе несовместима с принципом гуманизма. Ведь просьба больного об ускорении его смерти может быть продиктована нестерпимыми болями, которые в современных условиях можно и нужно прекратить с помощью большого арсенала обезболивающих средств. 

С другой стороны, не всегда можно объективно доказать безнадежность больного и бесперспективность его лечения. Не исключается возможность и ошибочного диагноза, что подтверждается случаями излечения, когда клинический диагноз не оставлял никаких надежд на жизнь. И, наконец, прогресс медицины сопряжен с возникновением новых средств и методов лечения, которые могут оказаться действенными у тех больных, которые сегодня кажутся безнадежными.

Вот почему так актуально сегодня морально-этическое правило, требующее от медицинских работников всех степеней самого внимательного отношения ко всем больным, особенно тяжелым. Задача медработников сводится не к укорочению жизни человека, а к ее продлению, к борьбе с болью, к борьбе с вредными предрассудками, бытующими еще среди определенной части медиков. Попытка нравственного оправдания эвтаназии может послужить прикрытием для профессиональной недобросовестности и будет вести к развитию недоверия больных к медицинским работникам что крайне неблагоприятно скажется на ходе их выздоровления.


«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко





Читайте далее: