Методика санитарного просвещения

06.06.2011г.

Устная пропаганда (лекции, беседы, выступления по радио), громкое чтение, организация вечеров вопросов и ответов. Основная форма устной пропаганды для помощников санитарного врача — беседа. 

Подготовка беседы начинается обычно с подбора литературы на соответствующую тему. Затем необходимо составить план и конспект беседы. При изложении материала основное внимание должно быть уделено вопросам профилактики (лечебные мероприятия должны занимать минимальную часть) и мероприятиям, которые следует проводить населению. Рекомендуется шире использовать в беседе конкретные примеры, цифровые материалы. Очень оживляют беседу наглядные пособия. Облегчает проведение беседы применение простейшего прибора фланелеграфа. 

При проведении вечеров вопросов и ответов рекомендуется установить однотемные вечера. 

Печатное слово включает подготовку заметок для стенных газет и многотиражек, организацию досок вопросов и ответов, выпуск санитарных бюллетеней, памяток, листовок, брошюр, санитарно-просветительных лозунгов (пишут от руки, кратко и конкретно). 

Санитарно-просветительная газета. Для ее изготовления применяют вырезки из журналов, плакатов, газет, используют также хорошо оформленные иллюстрации и фотографии. 

Наглядный метод — показ диапозитивов, рисунков, макетов, схем, чертежей, диаграмм, организация фотовыставок. 

К этому же методу следует отнести и показ диафильмов на медицинские темы, демонстрацию кинофильмов, использование телевидения. Как правило, показ сопровождается либо рассказом, либо чтением печатного текста. 

Устный журнал. Последний может быть однотемным (более желательно, так как облегчает подготовку) и многотемным. Средний медицинский персонал организует слушателей, помогает врачу в демонстрации наглядных материалов. Разновидностью устного журнала является проведение тематических вечеров. В проведении последних участвует не один, а несколько медицинских работников (врачи различных профилей, юристы и т. д.). 

Санитарные уголки организуются на территории крупных жилых массивов на промышленных и торговых предприятиях (организация фотовыставок, стендов, санитарных бюллетеней, выставок периодической научно-популярной темы, выставка листовок и т. д.). 

Организация библиотек-передвижек с литературой на медицинские темы, выставок. 

Школы здоровья, в которых проводятся систематические лекции по углубленной пропаганде гигиенических и медицинских знаний. 

Организация сельских и колхозных домов санитарного просвещения на общественных началах, сельских музеев санитарной культуры, комнат санитарного просвещения при сельских клубах, организация сплошного обучения сельского населения основам санитарно-гигиенического минимума и т. д.

«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова





Читайте далее: