Римское право

09.07.2010г.

Римское право намечало государственную регламентацию деятельности врача и предусматривало наказание его за грубые ошибки, куда относились как неопытность, так и неосторожность при оказании медицинской помощи.

В феодальных и буржуазных государствах Западной Европы правовое положение врача отражало частный характер медицинской помощи, которая базировалась на личных взаимоотношениях врача и больного. Так, во французском законодательстве второй половины XVII в. получил признание принцип «контракта» между больным и врачом, согласно которому врач не отвечал за свои ошибки и неумение, поскольку он выбирался пациентом. 

С этих же позиций частных отношений между врачом и больным рассматривалась ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения в законодательстве Германии. Предусматривалось, что истец сам должен был доказывать виновность врача за неблагоприятный исход лечения.

В России допетровского периода врачевание приравнивалось к знахарству и «чародейству». Поэтому законодательство не различало умысла и неосторожности в действиях врачевателей, при неблагоприятном исходе лечения. Однако в обязанности Аптекарского приказа, учрежденного в начале XVII в., входило производство судебно-медицинской экспертизы при подозрении на отравление, если это касалось представителей имущих классов.

Законодательные акты Петра I в известной степени уже регламентировали врачебную деятельность. В них речь шла о долге врача перед государством, о выполнении им при необходимости функции военного врача, об отношении врача к больному, о его профессиональном мастерстве и моральных качествах. В Морском уставе Петра I говорилось об ответственности за неблагоприятный исход лечения, когда врач приравнивался к убийце. 

Введенное указами Петра I обязательное вскрытие умерших позволило изучать причинную связь между смертельным исходом заболевания и возможным неправильным лечением.


«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко





Читайте далее: