Важной правовой и морально-этической проблемой является вопрос о медицинском эксперименте на людях, его целесообразности, неизбежности и правомерности. Медицинский эксперимент — это активное воздействие на человека фармакологическими, хирургическими, бактериологическими и другими факторами с целью достижения определенной цели, которое изменяет течение физиологических и патологических процессов в его организме. Он, несомненно, таит в себе определенный риск для испытуемого.
В 1802 г. английский врач А. Уайт, стараясь выяснить пути распространения чумы, привил себе гной из железы больной бубонной формой чумы, заболел и погиб. Одесский врач О. О. Мочутковский в 70х годах XIX в. несколько раз вводил себе кровь больных сыпным тифом и, тяжело заболев после шестого эксперимента, непоправимо подорвал свое здоровье. Г. Н. Минх и И. И. Мечников очень тяжело болели после повторных введений себе крови больных возвратным тифом.
Однако на современном этапе медицины такие высоконравственные поступки отдельных медиков не решат проблему испытания многочисленных новых методов диагностики и лечения.
Основы законодательства о здравоохранении предусматривают возможность испытания проверенных новых методов диагностики, профилактики, лечения и лекарственных средств на людях при соблюдении двух условий: согласия больного и учета его интересов, предусматривающих излечение болезни.
Используемый доброволец осведомляется о сущности эксперимента, его научной ценности и возможных последствиях.
В истории медицины прослеживаются две точки зрения на вопрос о том, как должен себя вести медицинский работник у постели страдающего, безнадежного больного. Уже древнегреческие врачи соблюдали правило, категорически запрещающее ускорять наступление смерти человека, даже если он просит об этом.
«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко