Главная / Я или не я / Теория и учеба

Теория и учеба

Кажется, уже все привыкли, что мужество ученого питается его верой в свою идею. Мужество ученого — это беззаветное отстаивание своей идеи, это костер, на который он готов взойти за нее. Но есть и другое мужество: признать, что ты не прав, твоя теория неверна и ее нельзя отстаивать. Мужество поражения. Впрочем, это не совсем то слово. Мужество объективности. Объективности в оценке собственных идей. Мужество сказать: «Я был не прав». Мы уже встречались на страницах этой книги с примерами мужества, неминуемо идущего в ногу с объективностью. На заре иммунитета, когда создавались первые его теории, во времена великой иммунологической дискуссии, ученые-соперники опровергали друг друга и самих себя и открыто признавали свои ошибки. Они проявляли мужество, они шли вперед. Собственно, в лагере ученых это не выдающееся явление—это норма. Не так давно академик Яков Борисович Зельдович выступил против своей же теории вселенной и выдвинул весьма отличную точку зрения. Ученые не имеют права быть последователями кронинского героя Броуди, который говорил, что он не меняет свои мнения, ибо не считает себя в данный момент умнее, чем был раньше. Ученый, если он убеждается, что был не прав, говорит: «Я был не прав». И доказывает своими делами.
«Я или не я», Р. Петров


Два правила

Теперь два правила: одно — для учителя, другое — для ученика.Первое: все, что ты знаешь по данному вопросу сегодня, все, что ты умеешь сегодня, отдай ученику. Высыпь из своих запасов все. Только тогда у тебя появятся новые знания, новое мастерство. И у тебя, и у твоего ученика или у тебя совместно с учеником. Не вызывает…


Главное для учителя не научить чему-то, а предотвратить ошибки

Предвижу возражения: как так, ученик пришел получить знания, научиться чему-то? Верно, но ведь мы договорились — миссия ученика не только в том, чтобы перенять опыт, но и приумножить его. Ошибок, в широком смысле слова, нельзя не сделать, но их надо уметь находить. Заблуждения в научном поиске необходимы, без них не найдешь истину. Но нужно уметь…


Что может человек без наставника?

Это счастье — попасть к замечательному руководителю, талантливому учителю, крупному ученому.   Он не только ничего не познает, он не отличит истины от лжи, света от тьмы, дороги от бездорожья. Быть учеником мастера в высшем смысле этого слова — значит стать мастером самому». Когда я слышу подобные монологи, то вспоминаю ссору двух биохимиков, которые обвиняли…


Творить новые знания — вот высшая цель всякого образования

Сделать лучше, чем было, быстрее, удобнее, умнее, красивее, удивительнее. Скрипач или певец, чтобы он состоялся, должен отличиться от всех других. Гончар или плотник тоже должен превзойти чем-то своих собратьев по труду. Комбайнер, машинист, шахтер, агроном, портной, инженер, врач, ученый — каждый должен стремиться превзойти своих предшественников и современников. Вот чему надо научиться. Вот зачем учителя…


Учитесь держать цель (Итак, наблюдение первое — профессиональное)

Итак, наблюдение первое — профессиональное. У людей в отличие от всех других форм живого два типа наследственности. Биологическая наследственность записана генетическим кодом. Она присуща всем живым существам. А вот наследование добытых предыдущими поколениями знаний и других культурных ценностей — достижений изобразительного искусства, музыки, поэзии, литературы — свойственно только людям. Родившийся человек ничего этого не знает.…


Учитесь держать цель

Есть во 2-м Московском медицинском институте хорошая традиция. В последние дни августа, 30 или 31, проводится церемония посвящения в студенты. На этой церемонии выступают профессора, представители администрации, общественные деятели и сами студенты. Профессора произносят серьезные речи. Студенты устраивают веселые представления. В 1981 году 25 августа мне позвонил по телефону проректор института по учебе Иван Иванович…


Союз иммунологических обществ (Труды семинара)

Труды семинара достаточно быстро публикуются отдельными томами серии «Итоги науки» и становятся достоянием всех интересующихся иммунологией — ученых, врачей, студентов. Всех в стране! Я расскажу о самом первом заседании, которое состоялось осенью 1980 года. Честь быть первым докладчиком досталась профессору Хаитову Рахиму Мусаевичу. Его доклад имел краткое, но очень весомое для фундаментальной иммунологии название «Б-супрессоры».…


Союз иммунологических обществ (Семинар)

Семинар создан с целью перманентного обмена информацией по новейшим проблемам теоретической и прикладной иммунологии для повышения эффективности работы и ускорения использования фундаментальных иммунологических исследований в медицинской практике и в практике других отраслей хозяйства. Организуя работу семинара, Межведомственный совет исходил из того, что в настоящее время иммунология является одной из «горячих точек» биологии и что от…


Союз иммунологических обществ (Амброзиус)

Сам Амброзиус известный специалист в области молекулярной и клеточной иммунологии. В его докладе был дан глубокий анализ успехов современной теоретической иммунологии, подчеркнуты достижения, которые имеют наибольшие перспективы для скорейшего внедрения. На этой конференции, как и полагается, был избран новый президент общества иммунологов ГДР. Им стал известный клиницист-иммунолог профессор Егер. Его руководство по клинической иммунологии известно…


Союз иммунологических обществ (Устав Международного союза иммунологических обществ)

В уставе Международного союза иммунологических обществ записано: «Иммунология всегда была областью, в которой выдающиеся фундаментальные работы и революционизирующие практические достижения были тесно связаны как во времени, так и в сознании ведущих ученых. Можно безошибочно предсказать, что крупнейшие достижения могут быть вскоре получены в ликвидации аллергических и ревматических болезней и, по-видимому, даже в лечении рака». В…