Электрофильные соединения

19.08.2011г.

Ранее было показано, что многие канцерогенные  вещества или продукты их превращения в организме представляют собой электрофильные соединения. Липотропные факторы — метионин, фолиевая кислота, витамин B12 — могут служить нуклеофильными мишенями для электрофильных форм канцерогенов. В связи с этим можно было ожидать, что избыток липотропных веществ должен тормозить индуцированный канцерогенез. Это обнаруживается, хотя и не всегда. 

Кроме того, один из липотропов — витамин, B12 — при полноценной диете может ускорять развитие опухолей, вызванных различными канцерогенами — ДАБ, ААФ, ДЭНА, MX, ДМБА (Buehring e. a., 1976). 

Об этом свидетельствуют и исследования А. Д. Остряниной (1971), которые показали, что витамин B12 у мышей линий CBA-C57BL ускоряет индукцию опухолей MX

Канцероген (0,5%) наносили на кожу, а витамин в дозах 20, 40 и 200 мкг/кг веса тела вводили подкожно 3 раза в неделю. Коканцерогенный эффект проявлялся при введении витамина одновременно с MX с момента появления первой папилломы или с перерывами на всем протяжении канцерогенеза. При этом укорачивался средний латентный период появления и малигнизации папиллом и увеличивался процент животных с опухолями.

Метаболические взаимоотношения между различными липотропными факторами очень сложны, и трудно себе представить, что изменение уровня в ткани и метаболизма одного из них не повлияет на превращение других. Неодинаковое влияние разных липотропов на канцерогенез зависит, возможно, от специфики их действия на обменные процессы в животном организме.

Ряд работ посвящен особенностям обмена некоторых липотропных веществ при введении крысам канцерогенного ДЭНА. При этом у животных усиливается выделение с мочой одного из катаболитов гистидина —  формиминоглутаминовой кислоты. 

Липотропные доноры метильных групп — метионин, бетаин и холин — предотвращают эту экскрецию, а избыток витамина B12, фолиевой кислоты или комбинация этих витаминов такого действия не оказывает (Poirer, Whitehead, 1973). 

Введение крысам в течение 3 недель ДЭНА вызывает падение в печени уровня полиглютаматных производных фолиевой кислоты. Изменение распределения фолата при канцерогенезе, вызванном ДЭНА, является следствием метиониновой недостаточности, которая в свою очередь приводит к снижению в печени уровня S-аденозил-метионина (Buehring e. a., 1976). 

По-видимому, указанные биохимические изменения способствуют канцерогенезу, т. к. нормализующее действие метионина снижает и канцерогенный эффект. 

В дальнейшем изучали влияние пищи с пограничным недостатком липотропов и избытком жира на содержание в печени S-аденозилметионина и на метаболизм ААФ в моче у крыс (Poirer е. а., 1977). Эта диета по сравнению с нормальной снижала уровень S-аденозилметионина в печени самцов, а у самок его содержание не изменялось. 

Добавление в диету ААФ привело к снижению связанного метионина только в печени самок. 

Активность БП-гидроксилазы и л-нитроанизолдеметилазы самцов и самок, получавших «недостаточную» диету, была более низкой, чем у крыс с нормальным рационом. «Недостаточная» диета увеличивала экскрецию N-гидрокси-ААФ и уменьшала количество выводимого 5-окси-ААФ с мочой у самцов, а у самок отмечались противоположные изменения. 

Эти результаты коррелируют с проявлением бластомогенного действия ААФ на фоне «недостаточной» диеты.

Таким образом, недостаточность липотропных факторов при определенных условиях может стимулировать канцерогенез, вызванный различными химическими соединениями. Дополнение рациона недостающими факторами, а иногда их избыток на фоне полноценной диеты предотвращает или тормозит бластомогенез. 

Механизмы его усиления или подавления, вызванные липотропными факторами, пока не раскрыты. Обнаруженные нарушения метаболизма и дефицит фолиевой кислоты при введении канцерогенов могут не иметь непосредственной связи с процессом возникновения и развития опухолей. Наиболее важным, по-видимому, является изменение пула метильных доноров при канцерогенезе.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: