Гиповитаминозы

22.08.2011г.

Витамин А

Ретиноиды играют существенную роль в процессах дифференциации эпителиальных тканей, которая при их отсутствии или дефиците оказывается нарушенной. В эпителии трахеи и бронхов недостаток ретиноидов вызывает предраковые изменения (плоскоклеточную метаплазию). 

Регулирующая роль ретиноидов в нормальной клеточной дифференциации показана на органных культурах. 

Так, при их недостатке изменяются свойства цилиндрического реснитчатого эпителия и слизистых клеток трахеи, которые приобретают признаки плоскоклеточной метаплазии, сопровождающейся выраженной кератинизацией. Добавление ретиноидов к культуре тканей устраняет эти нарушения (Sporn е. а., 1976).

Первичный рак развивается в эпителиальных клетках многих органов человеками предпринимаются попытки связать его возникновение с недостаточностью витамина А; это, в частности, касается рака дыхатедьных путей, мочевого пузыря и кишечника. 

В качестве примеров можно указать на результаты эпидемиологических обследований населения в Норвегии, где ограниченное потребление с пищей витамина А в сочетании с курением связывают с увеличением частоты возникновения рака легкого (Bjelke, 1975). 

Имеется указание на большую частоту рака легкого у жителей Голландии, родившихся в зимние месяцы, что, возможно, связано с недостаточным содержанием витамина А в организме новорожденных, приводящим к ранней плоскоклеточной метаплазии слизистой дыхательных путей и предрасполагающей в дальнейшем к развитию рака легкого (Sakula, 1976).

Отдельные экспериментальные исследования показали, что недостаточность ретиноидов в организме увеличивает его чувствительность к бластомогенному действию химических веществ.

Крысам линий Charles River и Фишер давали афлатоксин B1 в количествах 0,1 или 0,015 мг/кг полусинтетической диеты. Крысы разных групп получали ежедневно в составе диеты низкую (5 мг), умеренную (10 мг), адекватную (50 мг) или повышенную (500 мг) концентрации ретинилацетата. Развитие опухолей печени не зависело от содержания витамина в диете. 

Однако развитие карцином кишечника, которые возникли у 11 из 260 крыс, зависело от содержания витамина А. Опухоли преимущественно обнаруживались у животных, в рационе и печени которых определялись низкие концентрации этого витамина (Newberne, Rogers, 1973). В дальнейшем в той же лаборатории изучали влияние высокого (500 ИЕ), адекватного (30 ИЕ) или низкого уровня (0 ИЕ) ретинилпальмитата (на 1 г диеты) при индукции опухолей кишечника с помощью ДМГ (15 и 30 мг/кг веса тела). 

Хроническая недостаточность витамина А увеличивала частоту и несколько сокращала латентный период образования опухолей. Высокий уровень витамина снижал число опухолей кишечника в расчете на одну крысу (Rogers e. a., 1973). В другой работе (Narisawa е. а., 1976) исследовали влияние недостаточности витамина А на развитие опухолей кишечника под влиянием прямого канцерогена — МННГ

При введении этого соединения в кишку 3 раза в неделю в течение 30 недель в дозе 1,25 мг наиболее высокий папилломатоз клеточного эпителия мочевого пузыря отмечался у крыс с дефицитом витамина. 

Однако у этой группы животных наименьшим оказался выход опухолей толстой кишки. Эти данные указывают на возможность неодинаковой тканевой чувствительности эпителия различных органов к канцерогенным стимулам, которая зависит от типа канцерогена и состояния витаминной обеспеченности организма. Недостаточность витамина А в диете усиливает токсический эффект нитрозо-N-метилбензиламина, но не оказывает влияния на канцерогенное действие этого соединения (Schweinsberg, Schott-Kollat, 1976).

В печени крыс, получавших рацион, лишенный витамина А, в течение 5 недель, содержание последнего не обнаруживалось, а в сыворотке крови — резко снижалось. 

Витаминная недостаточность вызвала уменьшение в печени уровня цитохрома Р-450 на 30% и снижение активности N-деметилазы аминопирина, но не влияла на активность N-деметилазы этилморфина и анилин-гидроксилазы. Интересно отметить, что введение крысам различных канцерогенов вызывало снижение уровня витамина А в печени в 1,5—2 раза. Указанный эффект был отмечен при действии MX, ААФ и в меньшей степени при введении БП и ДАБ

Однако такое же действие оказывал неканцерогенный фенобарбитал, который резко повышает в печени активность неспецифических оксидаз микросом, превращающих канцерогенные и токсические вещества.

Индукция цитохрома Р-450 под влиянием MX, ААФ и фенобарбитала оказалась более интенсивной у крыс с дефицитом витамина А, и у них в печени при действии ДАБ менее активно снижался уровень цитохрома (Hauswirth, Brizuela, 1976).

При действии на хомячков БП ретиноидная недостаточность способствует связыванию метаболитов этого канцерогена в ДНК эпителия трахеи. В среде с меченным по Н3 БП радиоактивность ДНК слизистой трахеи у А-авитаминозных животных оказывалась в 4 — 5 раз выше, чем в контроле. 

Усиленное связывание канцерогена может зависеть от более высокой арилгидроксилазной активности и более активного превращения канцерогена либо изменения проницаемости клеточных мембран или увеличения синтеза ДНК.

Таким образом, А-авитаминозное состояние в некоторых случаях способствовало образованию спонтанных и индуцированных опухолей. Избыток ретиноидов, как будет показано в дальнейшем, оказывает обратный эффект и подавляет возникновение и развитие вызванных канцерогенами новообразований.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: