Природные индукторы микросомальных ферментов

13.09.2011г.

Способность некоторых природных полифенолов оказывать влияние на канцерогенез тесно связана с действием на систему многоцелевых оксидаз микросом. 

Смотреть раздел - Механизмы действия канцерогенов, загрязняющих пищевые продукты

Ваттенберг и сотрудники оценивали активность этой системы путем определения арилгидроксилазы углеводородов (АГ). Индукторами АГ наряду с ПАУ являются фенотиазины, флавоны, 2-фенил-бензотиазол и другие соединения. Вначале исследователи считали, что в тканях предсуществует определенный уровень АГ, который может возрастать под влиянием указанных индукторов. 

Однако впоследствии выяснилось, что «базальная» активность АГ характерна только для печени, а в слизистой оболочке тонкой кишки или в легких обнаружение АГ связано с наличием в корме животных индуктора этой системы. Последний входил в состав люцерны — составной части виварного рациона крыс, который благодаря этому индуцировал АГ в указанных тканях в отличие от очищенных синтетических рационов. Это послужило отправным пунктом интересных исследований, связанных с обнаружением индукторов АГ в овощных культурах, относящихся к семейству Brassicaceae, — брюссельской цветной и качанной капусте, турнепсе. Добавление к диете крыс брюссельской или качанной капусты усиливает в слизистой оболочке тонкой кишки крыс О-деалкилирование фенацетина и 7-этокси-кумарина.

Химический анализ показал, что индуцирующей активностью обладает фракция, содержащая индольные соединения, среди которых идентифицированы индол-3-карбинол, индол-3-ацетонитрил и 3,3´-дииндолил-метан (Loub е. а., 1975).


Ферментативное образование индукторов арилгидроксилазы
в растении (Brassica oleracea) (Loub e. a., 1975)

Ферментативное образование индукторов арилгидроксилазы в растении (Brassica oleracea) (Loub e. a., 1975)


Для индукции АГ эти соединения вводили крысам в количествах 0,1 ммоль индола в 1 мл диметилсульфоксида. При этом индол-3-карбинол повысил активность АГ по сравнению с контролем в 55 раз в печени и в 31 раз в слизистой тонкой кишки. Два других препарата менее активно индуцировали АГ в указанных тканях, причем индол-3-ацетонитрил при введении в указанной дозе проявляет токсичность. 

Структура некоторых индукторов БП-гидроксилазы (Wattenberg, е. а. 1968)Исходное индольное соединение — индолилметилглюкозинолат — содержится во многих овощах, и, когда цельность растительных клеток нарушается, фермент мирозиназа превращает его в производные, показанные на рисунке. Четвертое из них — аскорбиген — обладает слабой индуцирующей активностью. Наличие в растениях индо-лилметилглюкозинолата генетически детерминировано и зависит от видовых особенностей, условий произрастания, степени зрелости, хранения и т. д.

Ваттенберг и сотрудники (Wattenberg е. а., 1968) изучили способность различных флавоновых соединений индуцировать БП-гидроксилазу в печени и легких крыс. 

Наряду с синтезированным β-нафтофлавоном индукторами ферментной системы оказались содержащиеся в плодах цитрусовых 5,6,7,8,4´-пен-таметоксифлавон (тангеритин) и 5,6,7,8,3´,4´-гексаметоксифлавон (нобилетин).

Наличие метоксигрупп в составе этих природных соединений делает их индукторами БП-гидроксилазы, а содержащиеся в растениях полигидроксилированные формы флавонов лишены этой способности. При введении этих соединений крысам активность БП-гидроксилазы возрастает в печени в 4 — 6 раз, а в легких — в среднем в 3 раза по сравнению с соответствующими контролями.

В наших исследованиях изучалась индукция деметилазы ДМНА под влиянием полифенолов астрозида, кверцетина, пентоацетата кверцетина и квертина, полученных на кафедре фармацевтической химии Киевского института усовершенствования врачей. Предварительные данные показали, что кварцетин при одно- и трехразовом введении крысам, а квертин при скармлил вании в течение 10 дней усиливают деметилирование ДМНА. Эти исследования будут продолжены для выяснения возможного антиканцерогенного действия препаратов.

Таким образом, рассмотрены некоторые фенолы и индолы пищевых растений, усиливающие метаболизм канцерогенов. Мы сознательно не касаемся в этой главе некоторых других природных индукторов MOM, которые могут оказать вредное действие на организм. Следует напомнить, что индукция MOM не всегда коррелирует с антиканцерогенным действием соединений. 

Смотреть раздел - Механизмы действия канцерогенов, загрязняющих пищевые продукты

Однако в последнее время Ваттенберг (Wattenberg, 1975а) пришел к заключению, что большинство активных индукторов этой системы уменьшает опухолеобразование. 

Если при этом не активируется система обезвреживания канцерогенов, а наоборот, возникают активные бластомогенные метаболиты, то избыток последних не успевает вступить во взаимодействие с чувствительными мишенями в клетке. 

По мнению Ваттенберга, большую опасность представляет процесс медленного образования «проксимальных» канцерогенов, контакт которых с биополимерами оказывается более длительным. В качестве доказательства автор отмечает 15 индукторов MOM, которые подавляли бластомогенное действие 9 различных по структуре канцерогенов. 

Однако антиканцерогенное действие не доказано для некоторых других активных индукторов MOM, в том числе и для ряда фенольных и индольных соединений, содержащихся в растениях.

Мы полагаем, что обнаружение и идентификация безвредных для человека природных индукторов MOM важны как первый этап отбора соединений с предполагаемым антиканцерогенным действием. В дальнейшем необходима проверка способности этих соединений подавлять химический канцерогенез.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: