Опыты Чу и Мелгрэм на молодых сирийских хомячках

05.09.2011г.

Чу и Мелгрэм (Chu, Malgrem, 1965) в опытах на молодых сирийских хомячках вводили внутрь или смазывали шейку матки дважды в неделю 1%-ным раствором ДМБА с 10% витамина А или же добавляли к пище БП в смеси с этим витамином. Процент возникновения опухолей желудочно-кишечного тракта, шейки матки и влагалища у животных при действии витамина резко снижался, но частота раков кожи не изменялась.

Бенз[а]пнрен с красным железняком (F2O3) вводили молодым хомячкам в трахею один раз в неделю в течение 10 недель. После воздействия канцерогеном половине животных вводили в пищевод дважды в неделю до конца жизни 5000 ИЕ ретинилпальмитата. 

Витамин подавлял развитие опухолей дыхательных путей и папиллом преджелудка (Saffiotti е. а., 1967).

Кон и Неттесхайм (Cone, Nettesheim, 1973) кормили беременных крыс Фишер 344 рационом, лишенным витамина А. Части отъемышей из приплода 2 раза в неделю давали по 87 мг, а остальным — по 17 мг ретинилацетата (А-авитаминозный рацион). Когда крысятам исполнилось 6 недель, первую партию разделили на три группы, которым давали дважды в неделю соответственно 1740, 87 и 87 мкг ретинилацетата. 

В возрасте 9 недель крысам двух первых групп дважды интратрахеально вводили по 5 мг MX, что приводило к гиперплазии клеточных альвеол, метаплазии эпителия и возникновению опухолевых узлов. Указанные признаки малигнизации проявлялись в значительно меньшей степени у крыс, получавших более высокую дозу витамина по сравнению с другими животными.

Ретиноевая кислота ингибирует и вызывает обратное развитие гиперплазии, вызванной канцерогенами в культуре тканей (Chopra, Wilkoff, 1976). В опытах эксплантаты предстательной железы мыши культивировали в присутствии MX и МНИГ, что приводило к пролиферации и гиперплазии альвеолярного эпителия, которые сохранялись и после удаления канцерогенов из среды. Ретиноевая кислота (0,1; 0,2; 1 или 5 мкг/мл) при внесении культуры препятствовала этим изменениям, причем проявлялось соответствие между дозой витамина и эффективностью действия. 

Внесение его в культуру ткани после удаления канцерогенов через 96 ч приводило к обратному развитию гиперплазии альвеолярного эпителия.

Витамин А в дозе 10 или 20 ИЕ подавлял пролиферативные изменения культивируемых клеток эпителия трахеи молодых хомячков, вызванные наличием в среде культивирования БП (10,5 мкг/л) (Crocer, Sanders, 1970).

Таким образом, витамин А и его природные производные могут тормозить химический канцерогенез. Вместе с тем известны случаи, когда этот эффект не проявляется, а в ряде работ большие дозы эфирных производных ретинилацетата и ретинилпальмитата оказывали коканцерогенное действие. 

Так, внесение первого из указанных препаратов в виде 100%-ного раствора в парафине ускоряло развитие вызванных ДМБА опухолей защечных мешков у хомячков. Этот эффект был таким же, как при действии заведомо коканцерогенного вещества — кротонового масла (Levij, Polliack, 1968). Следует при этом указать, что эфирные формы ретиноидов при накожных аппликациях оказывают раздражающее действие.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: