Снижение целлюлозы в диете

15.09.2011г.

Экспериментальные исследования, действительно, показали что снижение целлюлозы в диете способствует развитию опухолей тонкой кишки, вызванных азоксиметаном и другими канцерогенами (Ward е. а., 1973). В большинстве работ отмечена роль клетчатки и волокнистой пищи в предотвращении опухолей толстой кишки, развитию которых могут способствовать образуемые микрофлорой бластомогенные метаболиты холестерина и желчных кислот.

Смотреть раздел - Микрофлора организма и канцерогенное действие пищи

Клетчатка способствует увеличению объема пищи, усилению перистальтики кишечника и удалению продуктов распада, что в свою очередь может уменьшить контакт слизистой оболочки с экзогенными или эндогенными канцерогенами и риск возникновения новообразований.

Важное значение имеет соотношение доз бластомогенных агентов и содержание пищевых факторов, оказывающих модифицирующее действие. В условиях экспериментов от дозы и активности концерогена, вводимого извне, зависят частота, локализация, время развития, а иногда и степень злокачественности новообразований. Влияние пищи или ее составных частей при канцерогенезе зависит также от их содержания в рационе. 

В экспериментах добиваются определенной сбалансированности интенсивности действия онкогенного и пищевого факторов; обычно стремятся к умеренному эффекту первого и максимальному  —  второго. Могут ли результаты таких экспериментов быть перенесены на человека? Это особенно важно применительно к модифицирующим факторам, тормозящим канцерогенез. В книге показано, что иногда эффект достигался применением высоких доз витаминов, микроэлементов или антиоксидантов, значительно превышающих «физиологические».

В последнем обзоре А. А. Покровского (1976) высказано представление о различных продуктах питания как носителях биологически активных веществ, в связи с чем пища рассматривается как сложный фармакологический комплекс. Современное развитие химии пищевых продуктов показывает, что в них в достаточно высоких количествах содержатся известные биологически активные соединения, иногда в дозах равных или больших используемых в фармакопее. Кроме того, многие пищевые вещества служат предшественниками сильнодействующих соединений. Правда, некоторые из этих веществ в составе пищи проявляют свое действие на организм не столь сильно, как в чистом виде. 

Остановимся на ряде приведенных в обзоре примеров. Так, ежедневно с пищей человек получает 3 — 5 г лецитина, что соответствует примерно 0,7 г холина. В чашке черного кофе определяется в среднем 100 — 150 мг кофеина, а разовая фармакологическая доза в таблетке равна 100 мг. Однако таблетки принимают сравнительно редко, а кофе и чай пьют ежедневно по несколько раз в день. Подсчитано, что с кофе население США ежегодно потребляет 7 млн. кг чистого кофеина, а в Англии, где средняя норма потребления чая на душу населения составляет 5 кг в год, на долю каждого приходится ежегодно от 100 до 150 г кофеина. В маринованной сельди содержится в среднем 300 мг% тирамина, а в некоторых сырах  —  до 200 мг%. 

В литературе существует много сообщений о тяжелых отравлениях человека пищевыми продуктами, содержащими высокие дозы витамина А. К их числу относится печень полярного медведя и некоторых рыб. Нами отобраны примеры высокого содержания биологически активных веществ, которые прямо или опосредованно могут оказать влияние на канцерогенез.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: