Главная / Питание, канцерогены и рак / Защитное действие пищевых факторов при канцерогенезе / Канцерогенез и модифицирующее действие пищи / Влияние пищевых факторов на образование метаболитов канцерогенов и их взаимодействие с биополимерами

Влияние пищевых факторов на образование метаболитов канцерогенов и их взаимодействие с биополимерами

15.09.2011г.

Ранее было рассмотрено влияние пищи и некоторых ее составных частей на отдельные звенья превращения и взаимодействия канцерогенов с клеточными рецепторами. Обобщим эти данные о модифицирующем действии пищевых факторов.

Предшественниками канцерогенов могут быть макронутриенты (белки, жиры) и исходные вешества для синтеза нитрозосоединений — амины, амиды, нитриты и нитраты. Последние относятся к числу неалиментарных веществ, распадаются и выводятся из организма. В результате нитрозирования в организме образуются проканцерогены или прямые канцерогены. Первые в дальнейшем подвергаются метаболической активации, а вторые непосредственно вступают в комплекс с молекулами биополимеров.

 Характер и режим питания, состав пищевых продуктов оказывают влияние на кислотность содержимого желудка, играющую важную роль в реакции образования нитрозосоединений. Некоторые продукты служат источниками формальдегида и тиоцианата, ускоряющих реакцию нитрозирования ряда вторичных аминов. 

Состав пищи оказывает влияние на микрофлору желудочно-кишечного тракта, способствующую восстановлению нитратов в нитриты и осуществляющую синтез нитрозаминов. Очень велика роль микрофлоры в образовании бластомогенных метаболитов из желчных стеринов. Значительное влияние на микроорганизмы при этом оказывают жиры пищи.

Подробно было рассмотрено действие природного ингибитора нитрозирования — аскорбиновой кислоты, а также танина, галловой кислоты, источником которых служат пищевые растения, овощи и фрукты.

В третьей главе было показано, что образование «конечных» канцерогенов из проканцерогенов — процесс, состоящий из нескольких этапов. Приведенные в предыдущих главах данные показывают, что различные компоненты пищи могут оказывать влияние на все его звенья. Один из основных этапов связан с индукцией или подавлением многоцелевых оксидаз микросом, осуществляющих превращение канцерогенов. Активность этих ферментных систем в значительной мере зависит от пищевого статуса организма. Этот вывод не вызывает сомнений, но конкретные проявления, связанные с особенностями превращения различных ксенобиотиков, очень многообразны и с. трудом поддаются обобщению (Campbell, Hayes, 1974).

В книге приводилось много примеров воздействия различных пищевых факторов на систему MOM. Безбелковая диета резко снижала деметилирование и метаболизм ДМНА в микросомах печени крыс. Дефицитбелка тормозил превращение этого канцерогена в мутагенное производное, снижая процесс инактивации ДМНА в печеночных микросомах мышей, влияя на уровень цитохрома Р-450 в печени. 

Ретинол и его производные, бутилированный окситолуол и другие вещества сочетали антиканцерогенный эффект с подавлением способности MOM катализировать образование электрофильных метаболитов БП, MX и ДМБА. Значительное влияние на систему микросомальных ферментов оказывали фенольные антиоксиданты, на 50% ингибирующие гидроксилазу БП, деметилирование аминопирина, этилморфина и других ксенобиотиков. Причем было высказано предположение, что микросомальное окисление реализуется на уровне цитохрома Р-450. 

Характерный пример направленного влияния на микросомальные ферменты связан с витамином Е. При его недостатке в диете резко подавлялось N-деметилирование; ведущее к обезвреживанию ароматических аминов, и усиливалось N-гидроксилирование, связанное с увеличением бластомогенной активности. При введении в состав рациона крыс в течение 3 — 4 дней избытка витамина отмечался обратный эффект.

Другой не менее важный этап метаболический активации связан с образованием промежуточных и конечных канцерогенов. В третьей главе была показана необходимость двухэтапного превращения некоторых ароматических аминов в конечные канцерогены. На первом этапе важную роль играет N-гидроксилирование, катализируемое микросомальными ферментами, а на втором — образование эстерифицированных, в частности сульфонированных, форм. В образовании последних важная роль принадлежит ферменту арилфосфотрансферазе и сульфатным донорам. 

Активность и содержание последних зависит от состава диеты. Аналогичный пример связан с возможностью опосредствованного влияния пищевого рациона на микрофлору кишечника, содержащую фермент β-глюкозидазу, которая необходима для превращения циказина в его аглюкон — метилазоксиметанол, являющийся проксимальным канцерогеном. 

Таким образом, пищевые факторы могут оказывать влияние на образование в организме активных форм канцерогенов, непосредственно вызывающих злокачественную трансформацию.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: