К неалиментарным веществам пищи кроме канцерогенов относятся различные токсические, лекарственные вещества и другие ксенобиотики. Их возможное модифицирующее действие при канцерогенезе также нельзя игнорировать.
Многие лекарственные препараты и пестициды легко нитрозируются и поэтому служат предшественниками синтеза канцерогенных нитрозосоединений (Mirvisch, 1975a). Кроме того, многие ксенобиотики являются индукторами неспецифических оксидаз микросом, и их присутствие в пище создает определенный «фон» ферментативной активности этих систем, от которого зависит уровень и направленность метаболизма проникающих с пищей канцерогенов.
Таким образом, все составные части пищи — макро, микронутриенты и неалиментарные вещества — потенциально могут рассматриваться как модифицирующие факторы канцерогенеза. Конкретное проявление их влияния на процесс возникновения и развития опухолей зависит от их природы, а также от вида, пола, функционального состояния организма, характера бластомогенного агента и особенностей его взаимодействия с организмом.
Отдельные составные части пищи могут оказывать действие на различные этапы многоступенчатого процесса метаболической активации (инактивации) в организме бластомогенных агентов, а также на возникновение и развитие опухолей, способствуя усилению или ослаблению бластомогенеза. По-видимому, различные компоненты пищи действуют главным образом на «пренеопластические» ранние стадии бластомогенеза, хотя под их влиянием может изменяться рост и развитие опухолей.
Действие всех канцерогенов на организм опосредовано через метаболические системы.
Канцерогены всегда действуют на определенном метаболическом фоне, который может ослаблять или усиливать их эффект. Основу метаболизма определяет характер питания и превращения пищевых веществ. Поэтому развитие любого новообразования зависит от пищевого статуса организма.
Пища и отдельные ее ингредиенты служат мощными факторами регуляции обменных процессов и поэтому изменяют метаболизм канцерогенов и их бластомогенное действие.
Влияние питания и состава пищи на канцерогенез — важная составная часть общей проблемы взаимоотношения питания и рака.
Дальнейшее успешное развитие исследований в этом направлении возможно только на основе достижений смежных дисциплин — науки о питании и канцерогенеза. За последние годы главное направление исследований в области питания перемещается от изучения общих физиологических закономерностей пищеварения и энергетического обмена к изучению конкретных путей превращения отдельных нутриентов, механизму регуляции и адаптации клеточных ферментов к структуре пищевых веществ, их влияния на структуру и функции клеточных мембран (Покровский, 1974).
В области канцерогенеза расширяются исследования метаболизма экзогенных и эндогенных канцерогенов, ферментных систем, принимающих участие в их активации и инактивации, взаимодействия канцерогенов и их продуктов с клеточными мембранами и с молекулярными мишенями в структуре нуклеиновых кислот и белков. Значительное внимание уделяется поиску факторов и изучению механизмов антиканцерогенеза.
Подавление бластомогенного эффекта может быть вызвано усиленным метаболизмом основного канцерогена под влиянием другого вещества (пищевого ингредиента).
Если последнее оказывается аналогом активного канцерогена, то возможна конкуренция за рецепторные участки клетки, приводящая к ослаблению бластомогенеза (пример — конкуренция между метионином и канцерогеном этионином). Возможно также подавление ферментных систем, способствующих образованию промежуточных и конечных канцерогенов. Отдельные ингредиенты пищи служат предшественниками нуклеофильных соединений, связывающих электрофильные метаболиты канцерогенов и т. д.
«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик