Торможение канцерогенеза аскорбиновой кислотой

12.09.2011г.

Основные исследования в этом направлении проведены Мирвиш и сотрудниками (Mirvisch, 19756; Mirvisch e. a., 1975). Показано, что введение в составе пищи пиперазина (6,25 г/кг рациона) и нитрита натрия с питьевой водой (1 г/л) привело к индукции образующимся нитрозопиперазином 8,6 аденом на мышь, а скармливание 23 г аскорбата натрия на 1 кг нищи значительно уменьшило развитие аденом (до одной на мышь). В этих условиях процент ингибирования был равен 91, но при скармливании 5,75 г аскорбата — только 37%. В другом сходном по постановке опыте изучали эндогенный синтез нитрозоморфолина. 

Крысам ввели морфолин (6,33 г/кг) и нитрит натрия (1 г/л), что вызвало 9,9 аденом на мышь, а при включении в рацион аскорбиновой кислоты в количествах 23 и 5,75 г/кг угнетение развития аденом составило соответственно 89 и 72%. В этом случае действие более низкой концентрации витамина оказалось эффективнее, чем в опыте с пиперазином. В третьем опыте предшественниками синтеза канцерогенной нитрозометилмочевины были метилмочевина (2,68 г/кг) и нитрит натрия (1 г/л), вызвавшие 4,7 аденомы на мышь. 

Одновременное скармливание аскорбата натрия (11,6 г/кг) на 98% затормозило развитие аденом. Анализ результатов этих опытов указывает на конкурентное взаимоотношение аскорбиновой кислоты и нитрозируемых аминов за нитрит. Возможно, конкуренция оказывается более успешной в том случае, если амин медленнее вступает в реакцию с нитритом. Может быть поэтому витамин эффективнее тормозил нитрозирование морфолина, чем пиперазина (Mirvisch е. а., 1975). 

В дальнейшем Мирвиш и сотрудники решили проверить, оказывает ли влияние аскорбиновая кислота на развитие аденом, вызванных заведомо канцерогенными НС. Сам по себе витамин не усиливает их возникновение. Сочетанное же введение аскорбиновой кислоты (23 г/кг рациона) и мононитро-зопиперазина (34 мг/л питьевой воды) увеличило выход аденом на 59%. Эти опыты были несколько раз повторены (использовали мононитрозопиперазин и нитрозоморфолин). Во всех случаях аскорбиновая кислота ускоряла развитие аденом (на 15 — 41%). 

Авторы предположили, что коканцерогенный эффект вызван большим потреблением питьевой воды под влиянием аскорбиновой кислоты, увеличивающим дозу нитрита в организме, однако пока это не доказано. Более вероятно, что кокан-церогенное действие связано с влиянием витамина на метаболизм НС в микросомах, в частности на а-окисление, приводящее к образованию канцерогенных алкилирующих агентов.

Продолжением этих опытов явились исследования на крысах Вистар, получавших с пищей в течение двух лет по 10 г морфолина на 1 кг пищи 5 раз в неделю и 3 г нитрита натрия па 1 л питьевой воды. Одной группе крыс вводили с пищей аскорбат натрия (22,7 г/кг). В отсутствие витамина опухоли (печеночноклеточные карциномы и саркомы купферовых клеток) развились у 65% крыс, а при его наличии в рационе — у 49. Латентный период их возникновения увеличился в последних группах с 54 до 93 недель. Одновременно две группы крыс получали нитрозоморфолин без и в сочетании с аскорбиновой кислотой, которая существенно не влияла на развитие опухолей печени и преджелудка.

Преда и соавторы (Preda е. а., 1976) изучали влияние аскорбиновой кислоты на нитрозирование in vivo применяемого в Румынии транквилизатора напотона (хлордиазэпоксида).

Этот препарат (50 мг) и нитрит натрия (55 мг) вводили ежедневно крысам Вистар, часть которых одновременно получала в течение 36 недель по 70 мг аскорбиновой кислоты. При отсутствии последней в печени крыс возникали выраженные морфологические изменения — диффузная дистрофия гепатоцитов, иногда с выраженными жировыми включениями, гиперплазия купферовых клеток и др. Включение в рацион витамина приводило к значительно менее отчетливым морфологическим изменениям.

При изучении эндогенного синтеза ДМНА Фонг и Чанг (Fong, Chang, 1976) применили иной способ введения его предшественников крысам Спрейг-Доули — аминопирин и нитрит натрия растворяли в питьевой воде (1 г/л). Каждая крыса получала в среднем по 10 мл этого раствора каждые 5 дней в течение 40 недель. К этому сроку у половины из 30 крыс было обнаружено 23 опухоли, в основном из эпителия легких. 

При включении аскорбиновой кислоты (800 мг/кг рациона) возникло всего 11 опухолей у 9 из 32 животных.

В проведенных нами опытах крысам в течение 17 месяцев давали с пищей диметиламин (150 мг/кг веса тела) и нитрит натрия (38 мг/кг). При этом у четырех животных возникли опухоли (аденома легкого, ангиофиброма, фиброангиосаркома, полиморфноклеточная саркома), а также предопухолевые изменения различной локализации. Менее выраженным был опухолевый процесс у крыс, которым вместе с предшественниками ДМНА скармливали аскорбиновую кислоту (150 мг/кг веса тела) (Рубенчик и др., 1978).

На XI Противораковом конгрессе был представлен доклад Координационной группы по изучению этиологии рака пищевода в Северном Китае (1974), которая показала, что включение в рацион аскорбиновой кислоты (суммарная доза 33 г на крысу) на 100% предотвращает развитие рака пищевода, вызванного у животных комбинированным введением метилбензиламина и нитрита.

Таким образом, включение в рацион аскорбиновой кислоты в условиях хронических опытов предотвращает или ограничивает бластомогенный эффект образующихся в организме НС.

Возникает вопрос, не оказывает ли витамин антиканцерогенный эффект при действии экзогенных НС? В одном исследовании обнаружено торможение нитрозоканцерогенеза аскорбиновой кислотой (Edgar, 1974), однако Мирвиш (Mirvisch, 19756) полностью отрицает такую возможность, считая эту работу ошибочной. Следовательно, ингибирование связано с подавлением in vivo процесса образования канцерогенов.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: