Печеночноклеточные опухоли у крыс, получавших ДЭНА на фоне мясной диеты

01.09.2011г.

Печеночноклеточные опухоли у крыс, получавших ДЭНА на фоне мясной диеты, обнаруживались на 6-м месяце эксперимента. При этом у 15 животных диагностировались тубуло-трабекулярные гепатомы, а у 5 — гепатоцеллюлярный рак. Последний отличался значительным полиморфизмом и различной степенью дифференцировки клеточных элементов. Часто встречались атипичные темные клетки, а также различные формы патологических митозов. 

Раковые клетки характеризовались отсутствием гликогена, высоким содержанием ДНК, цитоплазматической и особенно ядрышковой РНК.

Печеночноклеточные опухоли у животных этой группы часто сочетались с ангиоматозом, приобретавшим нередко кавернозное строение. Указанные изменения развивались у таких крыс уже на ранних стадиях канцерогенеза, что проявлялось капилляризацией расширенных вследствие венозного застоя синусоидов печени с образованием широких полостей, заполненных кровью, с последующим формированием полей ангиоматоза, а затем и гемангиом.

При гистохимическом исследовании зоны ангиматоза отличались от печеночноклеточных опухолей снижением активности фосфорилазы и низким содержанием нуклеиновых кислот. Следует отметить, что у животных данной группы опухоли обнаруживались не только в печени, но и в других органах — легких, кишечнике, пищеводе.

У животных, получавших ДЭНА на фоне казеиновой диеты, опухоли в печени также обнаруживались на 6-м месяце эксперимента, однако у меньшего количества, чем в предыдущей группе (у 50%). У 14 животных были выявлены тубуло-трабекулярные аденомы и у одного — гепатоцеллюлярный рак. По своим морфологическим и гистохимическим особенностям указанные новообразования ничем не отличались от аналогичных опухолей у животных предыдущей группы, хотя явления ангиоматоза — были выражены значительно меньше.

Процесс развития индуцированных ДЭНА опухолей у крыс, получавших пасту из криля, отличался рядом особенностей. Прежде всего развитие опухолей обнаруживалось на 7 — 8-м месяце эксперимента, т.е. на 1 — 1,5 месяца позднее, чем в двух предыдущих группах. 

Опухоли печени часто характеризовались уницентрическим ростом и были значительно меньших размеров. Опухоли были обнаружены у 9 (43%) крыс.

Формирование печеночно-клеточных опухолей у животных данной группы часто сопровождалось пролиферацией так называемых овальных клеток желчных протоков, что приводило к развитию холангиоматоза и холангиоцеллюлярного аденоматоза. Явления ангиоматоза у таких животных не обнаруживались. Гистохимически гепатоцеллюлярные опухоли существенно не отличались от новообразований, возникших у крыс двух предыдущих групп.

Таким образом, нам удалось выявить некоторые морфогенетические особенности опухолей, индуцированных ДЭНА в условиях различных по белку диет. При включении в рацион в качестве источника белка говядины печеночноклеточные опухоли развивались на фоне выраженных сосудистых изменений, приводящих в дальнейшем к образованию гемангиом. 

У крыс, получавших пасту из криля, чаще, чем у других животных, печеночноклеточные опухоли развивались наряду с явлениями холангиоматоза. 

При этом процесс формирования новообразований у таких животных был наиболее медленным.

Гистохимические изменения в печени животных всех групп находились в определенной зависимости от стадии канцерогенеза или прогрессии сформировавшихся опухолей и не зависели от особенностей белковой части диеты.

В период, предшествующий формированию опухолей, вызванных ДЭНА, в печени крыс с опухолями изменялась активность гликолиза и ферментов — фосфофруктокиназы, гексокиназы и глюкозо-6-фосфатазы, однако эти изменения не коррелировали с развитием бластомогенеза.

Таким образом, результаты работы показали, что паста из криля при включении в пищевой рацион может модифицировать процесс химического канцерогенеза в направлении его торможения. 

Эти данные не позволяют сделать вывод об «антибластомогенном» действии этого нового пищевого продукта. В опытах с ДЭНА количество животных с опухолями на фоне казеиновой диеты было почти таким же, как при включении в рацион пасты из криля, — меньше, чем при скармливании говядины. Вместе с тем обнаруженное влияние пасты из криля на развитие опухолей, вызванных разными по структуре канцерогенами, может послужить основой для дальнейших исследований. 

Не исключена возможность, что в составе креветки содержится фактор обладающий способностью тормозить химический канцерогенез. 

Влияние этого фактора может оказаться более выраженным при воздействии на организм бластомогенных факторов слабой интенсивности. 

Последующие исследования в этом направлении представляют интерес, поскольку паста из криля — продукт высокой биологической ценности, получивший широкое распространение для питания населения.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: