В литературе имеются указания на то, что высокое небо — характерный для данного заболевания признак [Lyons D. С., 1968; R. М. Goodman, R. J. Gorlin, 1970, и др.]. Однако, по данным J. Lindsten (1963), измерение высоты неба у контрольной группы женщин (17,1 ± 1,9 мм) и больных (17 ± 2 мм) не показало каких-либо различий.
Цефалометрические исследования показали запаздывание развития лицевого и мозгового черепа, при этом нарушение роста в клиновидно-затылочном синхондрозе приводит к задней ротации лицевого скелета. Сутуральный рост и рост затылочных костей у больных был задержан [Filipsson R. et al., 1965].
St. Leszczynski (1962) наблюдала остеопороз костей черепа, нарушение процесса нормальной оссификации. Угол между Planum и скатом основания черепа (СНvus) у больных обычно уменьшен на 10° (110 — 115°). М. Rusu с соавт. (1972) , P. Firu, L. Zarnea (1973) при анализе телерентгенограмм головы ребенка и взрослых больных в боковой проекции отметили дистальное положение нижней челюсти.
Цефалометрические исследования больных с синдромом Шерешевского — Тернера выявили тенденцию к задержке роста лицевого скелета, уменьшение угла основания черепа; наблюдалась также ретрузия нижней и верхней челюсти по отношению к основанию черепа. Следует отметить, что наибольшая задержка роста наблюдалась в отношении задней высоты лица [Spiegel R. N. et al., 1971].
X. А. Каламкаров с соавт. (1974), по данным телерентгенографии у детей с синдромом Шерешевского — Тернера (12 — 16 лет), выявили различные отклонения в структуре лицевого черепа.
Установлено нарушение пропорциональности развития лицевого черепа: уменьшение передне-верхней высоты лица, длины верхней челюсти и переднего отдела основания черепа.
Имелось высокое переднее положение височно-нижнечелюстного сустава, уменьшение длины тела нижней челюсти и ее высоты в области первых моляров. Наблюдалось нарушение пропорциональности переднего и заднего отделов прикуса в вертикальном направлении и дистальная инклинация прикуса.
В. И. Титов (1977) при обследовании детей с синдромом Шерешевского — Тернера в возрасте 11 — 16 лет установил, что применение анаболических стероидов у детей с данной патологией способствует стимуляции роста скелета, в том числе и лицевого, но лишь в известных пределах.
Применение эстрогенов для феминизации в известной мере усугубляет нарушение развития лицевого скелета вследствие снижения функции синхондрозов, поэтому их применение наиболее целесообразно в те возрастные периоды, когда остеогенез в зонах швов уже закончен.
Анализ телерентгенологических данных наблюдавшейся нами больной в возрасте 15 лет показал уменьшение длины переднего основания черепа, длины верхней челюсти, уменьшение передневерхней высоты лица и увеличение передненижней высоты лица, а также диспропорцию в соотношении длины переднего основания черепа и длины тела нижней челюсти, диспропорцию в соотношении длины тела верхней челюсти и длины тела нижней челюсти.
«Зубочелюстная система при эндокринных заболеваниях»,
Ю.А.Беляков