Изучение угловых параметров выявило передне-верхнее положение височно-нижнечелюстного сустава, переднее положение и дистальную инклинацию нижней челюсти, диспропорцию в соотношении структур лица в переднем и заднем отделах в вертикальной плоскости и диспропорцию прикуса.
Боковая телерентгенограмма больной 15 лет
Открытый прикус. Диспропорция лицевого черепа.
Мы наблюдали 40 больных с синдромом Шерешевского — Тернера в возрасте 7 — 16 лет (в основном 12 — 15 лет). Диагноз заболевания ставили на основании данных клинического, биохимического и кариологического обследования.
При обследовании полости рта у 32 из 40 больных выявлена патология прикуса: прогнатическое соотношение передних зубов — у 10, прогнатический прикус — у 6, глубокое резцовое перекрытие — у 9, открытый прикус — у 5, прямой прикус — у одного и перекрестный прикус — у одного. Кариес встречался у 82,5% детей, при этом интенсивность (КПУ) соответствовала 3,5. В этом случае необходимо исправление прикуса.
Частота кариеса повышалась с возрастом. Следует отметить, что у наблюдаемых больных имелась обычная локализация кариеса (на жевательных и контактных поверхностях). По-видимому, хромосомные нарушения при этом заболевании не способствуют развитию кариеса зубов [Беляков Ю. А., 1977].
Нами было отмечено, что у 15 детей, у которых лечение основного заболевания (неробол и другие препараты) было начато в 3, 5, 8, 9 и 11 лет, наблюдалось ускорение формирования корней постоянных зубов, а также системное укорочение корней зубов, наиболее выраженное у премоляров верхней и нижней челюсти.
У 3 из этих больных была отмечена петрификация отдельных участков корневой пульпы у первых премоляров. У 2 больных указанные изменения развились на фоне ускорения дифференцировки скелета на 1 — 2 года. У больных, не получавших лечения до пубертатного возраста, задержки дифференцировки скелета не отмечалось.
Боковая рентгенограмма
Боковая рентгенограмма нижней челюсти ребенка 14 лет. Синдром Шерешевского — Тернера. Системное укорочение корней у зубов.
Следует отметить, что, несмотря на общую тенденцию к замедлению остеогенеза, выраженного отклонения в сроках формирования корней постоянных зубов, у больных, не получавших лечения, не отмечено. У 15 больных были выявлены хронический катаральный гингивит и отложение зубного камня. Индекс гингивита РМА в среднем соответствовал 43%, проба Шиллера — Писарева была положительна.
Мы провели измерение высоты неба у 30 больных в возрасте 11 — 16 лет (на моделях) с помощью метода Ильиной-Маркосян (1951). Высота неба у детей с синдромом Шерешевского — Тернера по отношению к окклюзионной плоскости на уровне зубов, не получавших гормонального лечения, составляла 17,30 ± 0,83 мм. По данным А. И. Яворовской (1948), Н. Г. Снагиной и О. В. Лобзина (1972), высота свода неба у детей 10 — 15 лет с постоянным ортогнатическим прикусом была соответственно 16,9 и 16,56 мм.
При рентгенологическом исследовании челюстей у 10 больных были выявлены нерезко выраженный остеопороз и истончение компактной пластинки нижней челюсти. У 4 больных имелась первичная адентия зубов.
Рентгенологическое исследование челюстей показало, что у 22 из 40 больных имелись аномалии формы корней премоляров нижней и верхней челюсти.
У 12 из них имелось раздвоение корня (нижней трети) премоляров нижней челюсти: в зубах — у 5 больных, в зубах — у 4 больных, в зубах — у 3 больных.
У 4 из 40 больных имелась аномалия формы корней и коронок первых премоляров верхней челюсти. У 2 из 40 больных было выявлено три корня в зубах и аномалийные заостренные корни обоих премоляров нижней челюсти. У 6 из 40 больных имелись аномалийные (заостренные) корни у обоих премоляров нижней челюсти.
Боковая рентгенограмма
Боковая рентгенограмма нижней челюсти ребенка 13 лет. Синдром Шерешевского — Тернера. Премоляры имеют заостренные (грацильные) корни. Первый моляр имеет три корня.
Кариологический анализ лейкоцитов крови у 40 больных показал, что чаще всего типичные клинические проявления синдрома были связаны с кариотипом 45,ХО или мозаицизмом 45,ХО/46,ХХ.
Следует отметить, что при раздвоении корня у премоляров (одного или двух) нижней челюсти кариотип в основном соответствовал 45,ХО. При наличии трех корней у первых моляров нижней челюсти также имелся кариотип 45,ХО. Аномалийные (заостренные) корни у премоляров нижней челюсти наблюдались в основном при кариотипе 45,ХО/46,ХХ.
В наших исследованиях мы отметили, что у больных с синдромом Шерешевского — Тернера имеется аномалия строения корней премоляров, но этот признак выявляется по данным рентгенограммы лишь после формирования корня на 1/3, так как в стадии фолликула (обызвествление коронки, шейки и частично корня зуба), а также после начала прорезывания коронки отклонений от нормального развития не отмечалось.
Боковая рентгенограмма нижней челюсти
Боковая рентгенограмма нижней челюсти ребенка 9 лет. Синдром Шерешевского — Тернера. Заканчивается прорезывание зубов, корни и зубов — в стадии формирования.
Панорамная рентгенограмма
Панорамная рентгенограмма нижней челюсти той же больной в возрасте 12 лет. Формирование корней у премоляров закончено. Корни премоляров раздвоены в нижней трети.
Наши данные согласуются с результатами исследований S. М. Garn с соавт. (1965, 1967), а также L. Alvesalo (1971), которые, исследуя влияние генов половых хромосом (X и Y) на размер зубов у человека, высказали предположение, что обе хромосомы содержат гены, влияющие на «фенотипический» размер зубов.
По-видимому, наши клинические исследования подтверждают гипотезу одонтолога A. A. Dahlberg (1945) о морфогенетических полях, согласно которой структура зубов определяется генным контролем, распространяющимся частично на всю зубную систему в целом, частично — на отдельные классы зубов.
Следует отметить, что двукорневой нижний премоляр принадлежит к числу древних особенностей зубной системы человека. Так, у австралопитековых существ, близких к отдаленнейшим предкам человека, двукорневые нижние премоляры были обычным явлением [Robinson J. Т., 1956].
В процессе эволюции происходило постепенное слияние корней, однако даже у неандертальцев двукорневой первый нижний премоляр не представляет еще редкости [Patte Е., 1962]. У современного человека полное разделение корня нижнего премоляра на два ствола в норме — явление довольно редкое. J. Visser (1946, 1947) обнаружил его только в 0,7% случаев у современных европейцев.
Однако случаи неполного разделения корня первого нижнего премоляра с образованием глубокой мезиолингвальной продольной борозды наблюдаются значительно чаще: по данным J. В. Visser — в 23%, по С. Т. Nelson (у индейцев пуэбло) — в 10%, по J. Shaw (у африканцев банту) — в 36,7%, по нашим собственным (Зубов А. А.), еще не опубликованным данным — в 16,6%.
Таким образом, наблюдаемое нами раздвоение корней премоляров встречается у современного человека в норме, как проявление древних, предковых особенностей зубов. Приведенные в нашей работе цифровые данные показывают, однако, что случаи полного разделения корней нижних премоляров чаще встречаются среди больных с синдромом Шерешевского — Тернера (30%), чем в популяции.
Интересно, что наряду с двукорневыми премолярами у больных наблюдалась морфологически диаметрально противоположная аномалия: узкий заостренный единственный корень премоляра (15%), указывающий на редукцию корневой системы и удаление от предкового типа.
На основании приведенных выше фактов и теоретических соображений можно объяснить появление этих аномалий влиянием нарушений хромосомного аппарата на морфогенетическое поле клыка. Это влияние может выражаться как в усилении «канинизации» в пределах поля, т. е. в появлении у премоляров архаичных черт, сближающих их с клыками, или же в ослаблении клыковых особенностей (архаичных, предковых для класса премоляров) и изменении морфологических особенностей премоляров в сторону грацилизадии.
Появление двукорневых премоляров, а также премоляров с заостренными (грацильными) корнями отражает обе эти тенденции в реакции морфогенетического поля клыка на изменения в хромосомном аппарате.
«Зубочелюстная система при эндокринных заболеваниях»,
Ю.А.Беляков