Технологическая цепочка в иммунной биотехнологии складывается из следующих трех звеньев. На вводе используется вещество, против которого необходимо наработать антитела в качестве специфического реагента или в качестве лечебного средства. Продуцирующим звеном в течение десятилетий использовался живой организм — кролики, лошади, здоровые люди (доноры). Их иммунизировали, затем брали кровь, из крови выделяли сыворотку, а из нее антитела.
Главный недостаток не только в том, что требуются большие фермы животных и отряды доноров, но и в том, что производимые целостным организмом антитела не полностью идентичны друг другу, не моноклональны, как говорят иммунологи.
Это технологическое звено в самое последнее время революционизировано благодаря разработке упомянутых выше гибридом — клеточных линий, которые вырабатывают антитела и важные медиаторы иммунитета вне организма—в пробирках, флаконах или клеточных реакторах.
При этом продуцируемые биопродукты моноклональны, а это значит — стандартны и воспроизводимы. Звено выхода биотехнологической цепочки характеризуется разработкой поразительно чувствительных иммунохимических методов обнаружения биоорганических соединений с помощью антител, а также использования антител для очистки искомого вещества посредством иммунной сорбции, то есть захвата нужного вещества антителами.
В главе «Молекулярные курьеры иммунитета» говорилось об интерфероне — противовирусном агенте, вырабатываемом в организме и в культуре клеток.
Так вот, однократное пропускание культуральной жидкости, содержащей интерферон, через колонку с антиинтерфероновыми антителами обеспечивает выход интерферона, за один этап в 5 тысяч раз более очищенного от примесей клеточного и культурального происхождения.
«Я или не я», Р. Петров