Воздействия на аутоиммунные механизмы

19.09.2011г.

К аутоиммунным воздействиям следует отнести гормональную терапию (кортикостероиды и ретаболил), применение иммуннодепрессантов и дренаж лимфатического протока. 

Успешное применение глюкокортикоидных гормонов при миастении в течение многих лет ограничивалось тяжестью побочных явлений, развивающихся при их применении. После разработки и широкого внедрения схемы однократного введения преднизолона через день в больших дозах данный способ лечения стал методом выбора в случаях тяжелого течения болезни как до, так и после тимэктомии [Гехт Б. М. и др., 1975, 1979; Warmolts J., Engel W., 1972; Seybold M., Drachman D., 1973; Johns Т., 1977; Hofmann W., 1977]. 

При данном способе введения препарата удается достигнуть значительных успехов в лечении больных при уменьшении выраженности побочных эффектов, обычных при кортикостероидной терапии (появление симптомов медикаментозного гиперкортицизма, нарушений водно-солевого обмена). Для достижения эффекта иногда необходимо введение 100 мг преднизолона на прием через день. Как правило, эту дозу вводят в один прием утром натощак. При появлении диспепсических явлений препарат можно давать в два приема до и после легкого завтрака. 

Наш опыт лечения преднизолоном показывает, что эффективной может оказаться и меньшая доза, поэтому мы начинаем лечение с дозы 40 — 50 мг с последующим повышением по 5 мг на прием до достижения эффекта.


Миастения у больной Ч.

Миастения у больной Ч.

Миастения у больной Ч.

Миастения у больной Ч.

Тимэктомия без эффекта: 

а, б — до лечения преднизолоном;
в — через полгода после начала лечения преднизолоном. 


Динамика восстановления функции мышц

Динамика восстановления функции мышц  Динамика восстановления функции мышц

Динамика восстановления функции мышц Динамика восстановления функции мышц

Динамика восстановления функции мышц больной К. в процессе 14-летнего наблюдения. 

а — выраженные атрофии мышц спины и плечевого пояса через 6 мес после возникновения первых симптомов заболевания;
б — та же больная через 13 лет. Сохраняются атрофии мышц спины, предплечья и бедер;
в, г — та же больная через год после начала лечения преднизолоном. Отмечено исчезновение атрофий, возрастание силы мышц конечностей. Сохраняется левосторонний птоз. 


Мы применили также короткие 1 — 2-месячные курсы лечения преднизолоном через день у ряда больных перед тимэктомией и получили хороший эффект. Это привело к улучшению условий проведения операции. После операции прием преднизолона был постепенно в течение нескольких месяцев прекращен. 

В тех случаях, когда состояние больных является крайне тяжелым, преднизолонотерапию можно начинать с ежедневного приема препарата в больших дозах (по 60 — 80 мг), назначая его в один прием утром. По мере улучшения состояния больных их постепенно переводят на прием препарата через день, уменьшая дозу. 

В последние годы больным миастенией, резистентным к другим формам терапии, включая преднизолонотерапию, рекомендуется применение препаратов иммуноподавляющего воздействия — иммунодепрессантов: азатиоприна, хлорбутина и др. Эти препараты применяют, как и при других аутоиммунных заболеваниях, курсами в дозе 2 мг на 1 кг массы тела, т. е. 100 — 200 мг в сутки [Mertens Н., 1969; Matell G. et al., 1973, 1976]. 

Иммунодепрессанты в ряде случаев дают существенный эффект вплоть до полной ремиссии даже у тех больных, которым все известные виды терапии не принесли облегчения. Вместе с тем эти препараты следует применять с осторожностью. Наиболее грозными осложнениями, способными привести к гибели больного, являются агранулоцитоз, склонность к септикопиемии и пневмонии. 

Наблюдали мы и токсическое поражение печени. Поэтому применение иммунодепрессантов должно производиться под наблюдением врача с тщательным контролем крови. При наступлении положительного результата следует перейти на прием эффективной поддерживающей дозы. 

В лечении миастении широко применяется ретаболил [Куралесин М. Г., Шагал Д. И., 1977]. Его назначают внутримышечно по 50 мг с интервалами 3 дня. После 5 — 6 инъекций и получения терапевтического эффекта интервалы увеличивают до 5, 7, 10, 15, 25 дней. Для получения стойкого эффекта длительное время проводится поддерживающая терапия — в течение нескольких лет по одной инъекции в месяц. Отмена ретаболила может привести к экзацербации процесса. 

Дренирование грудного лимфатического протока относится к симптоматической терапии миастении. По данным ряда авторов [Bergstrom К. et al., 1975], это вмешательство может быть использовано с успехом у наиболее тяжело больных как крайняя мера борьбы при резистентности к другим формам терапии.

«Нервно-мышечные болезни»,
Б.М.Гехт, Н.А.Ильина





Читайте далее: