Объединение диффузионного транспорта и трансцитоза в единую группу

08.05.2015г.

Объединение диффузионного транспорта и трансцитоза в единую группу аргументируется тем, что оба процесса обусловливают «рассеивание» макромолекул и имеют тенденцию к непрерывному уравновешиванию их концентраций в крови и интерстициальной жидкости [Tomlin S., 1969; Shea S. et al., 1969; Renkin E., 1979], что имеет значение и для ионного равновесия.

Если исследователи единодушны в мнении о том, что поступление жидкости в интерстициальное пространство2 осуществляется по гидростатическому градиенту путем ее свободного перемещения (bulk flow), то вопрос о механизмах транспорта макромолекул до сих пор интенсивно обсуждается в литературе.

По мнению одних исследователей, диффузия и везикулярный транспорт — наиболее предпочтительные механизмы переноса крупных молекул [Renkin Е., 1964; Renkin Е., Garlick D., 1970; Perl W., 1975], в то время как другие авторы считают преобладающим конвекционный перенос [Lassen N. et al., 1974].

Ставятся вопросы о взаимодействии этих механизмов и причинах усиления того или иного вида транспорта веществ. В 1977 г. Е. Renkin и соавт. отметили, что доля конвекционного переноса крупных молекул пропорциональна скорости объемного потока жидкости и только вторично зависит от концентрационного градиента между плазмой и лимфой.

И наоборот, величина транспорта посредством диффузии и везикулярного переноса пропорциональна разнице концентраций макромолекул и лишь вторично зависит от объемного потока жидкости. В физиологических экспериментах показано, что при увеличении гидростатического градиента фильтрация является преимущественным механизмом транспорта макромолекул через капиллярную стенку [Shirley Н. et al., 1957; Rippe В. et al., 1979]. При уменьшении сил конвекционного переноса транспорт крупных молекул приобретает преимущественно рассеивающую форму [Renkin Е. et al., 1977].

Таким образом, на основании приведенных выше материалов складывается впечатление, что пути транскапиллярного проникновения водных растворов должны обладать неодинаковой гидравлической проводимостью, что наиболее часто связывают с величиной сопротивления на путях трансэндотелиального транспорта. Так, белки и другие высокомолекулярные компоненты плазмы крови проникают через стенку обменных микрососудов в значительно меньших количествах, по сравнению с водой и растворами электролитов [Wasserman К., Mayerson Н., 1951; Crone С., Christensen О., 1979]. Стенка капилляров способна к постепенному ограничению проницаемости, которое заметно увеличивается с нарастанием молекулярной массы проникающих молекул. Это положение было неоднократно подтверждено путем введения в кровоток экзогенных белков, липопротеидов и различных синтетических полимеров [Pappenheimer J. et al., 1951; Landis E., Pappenheimer J., 1963; Renkin E, Garlick D.. 1970].

Экспериментальные данные физиологов легли в основу постулата о существовании водных каналов (пор), которые пронизывают эндотелий капилляров и легче пропускают мелкие молекулы, чем крупные [Pappenheimer J.. 1953].

2Подобные сведения по этому вопросу читатель найдет в обзорах C Crone и O. Christensen (1970), R. Gore и P. McDonagh (1:980).


«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин





Читайте далее: