Связь между скоростью транспортируемых молекул и их величиной

30.05.2010г.

Следует заметить, что однозначная связь между скоростью транспортируемых молекул и их величиной была установлена лишь для растворенных веществ, молекулярная масса которых достигает 60Х103 дальтон. Так, вещества, молекулярная масса которых несколько превышает 10Х103 дальтон, проникают через капиллярную стенку с небольшим ограничением, в то время как транспорт веществ с молекулярной массой около 40Х103 дальтон строго ограничен. Более крупные макромолекулы перемещаются медленнее, но с увеличением их молекулярной массы уровень ограничения их транспорта отчетливо снижается [Grotte G., 1956].

Результаты изучения кинетики транспорта молекул, обладающих неодинаковой молекулярной массой, были интерпретированы в рамках гипотезы о двух системах пор — мелких и крупных [Pappenheimer J. et al., 1951; Grotte G., 1956].

Считается, что мелкие поры — это каналы для быстрого транспорта небольших водорастворимых молекул, поступление которых в интерстиций необходимо для поддержания тканевого метаболизма и обновления интерстициальной жидкости. Роль крупных пор связывают с медленным переносом макромолекул: белков плазмы крови, специфических γ-глобулинов, гормонов и медиаторов.

На основании данных, указывающих на разную скорость проникновения микро- и макромолекул в интерстициальное пространство, предполагают, что в количественном отношении мелкие поры превалируют над крупными [Renkin Е., 1964]. В соответствии с недавно выполненными расчетами [Simionescu N., Simionescu М., 1977; Crone С, Christensen О., 1979; Renkin Е., 1979] считается, что мелкие поры должны иметь вид цилиндрических каналов диаметром ~12 нм или щелей толщиной ~8 нм, а плотность их распределения на люминальной поверхности варьирует от 15 до 20/1 мкм2. Диаметр крупных пор, или «leaks», составляет ~50—70 нм. При условии, что последние отличаются от мелких пор лишь своими размерами, полагают, что плотность распределения крупных пор на люминальной поверхности эндотелия обменных микрососудов должна быть значительно меньшей — 1 пора на 15—20 мкм2.

Региональные различия в проницаемости кровеносных микрососудов разных органов объясняют неодинаковым соотношением между количеством крупных и мелких пор в их стенках. Показано, что в капиллярах соматических мышц оно составляет 1: 30 000, в капиллярах миокарда — 1 : 10 000, а в печеночных синусоидах — 1: 340 [Grotte G., 1956; Landis Pappenheimer J., 1963; Arturson G. et al., 1972]. Вместе с этим допускается, что соотношение между большими и малыми порами в эндотелии капилляров одного и того же органа может меняться. Одно из физиологических объяснений этого феномена связано с гипотезой «растянутой поры».


«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин





Читайте далее: