Множество симптомов

07.06.2011г.

Множество симптомов подобны мозаике. Складывая их различным образом, можно воссоздавать различные картины. При постановке же диагноза должна получаться всегда лишь одна и та же картина, соответствующая диагнозу больного. Для этого нужно знать определенные правила, которыми нужно руководствоваться.

Казалось бы, проще всего ставить диагноз по принципу аналогии: сравнивать симптомокомплекс обследуемого больного с тем типичным симптомокомплексом каждого из отдельных заболеваний, которые описаны в учебниках и руководствах, и при их более или менее точном совпадении считать, что название этого заболевания и является искомым диагнозом. 

Однако подобный метод, известный в технике под названием метода перебора вариантов, очень трудоемок и длителен. Для этого нужно перебрать и сопоставить симптомокомплексы нескольких тысяч или по крайней мере нескольких сотен самых различных заболеваний. Это под силу только диагностической машине.

Есть другой, более короткий путь, которым можно воспользоваться для постановки диагноза. Это использование метода дедуктивной альтернативы. Название его довольно трудное, но суть проста и им давно стихийно пользуются многие медики. Дедукция — способ рассуждения от общего к частному. 

Альтернатива — необходимость выбора одного из двух решений путем исключения непригодного. Этот метод логически обоснован и позволяет приблизиться к правильному диагнозу.

В постановке диагноза инфекционному больному использование метода дедуктивной альтернативы означает необходимость последовательно ответить на три следующих вопроса: 

  1. является ли исследуемый пациент инфекционным больным? 
  2. к какой группе инфекционных болезней (в соответствии с их клиническими признаками) относится заболевание данного пациента? 
  3. какое из инфекционных заболеваний данной группы представляется у исследуемого пациента наиболее вероятным?

Распознавание инфекционного заболевания

Этапы распознавания — ход логических рассуждений при постановке диагноза Группа заболеваний по ведущему синдрому Симптомы Заболевания
I. Выделение инфекционных заболеваний на основании общих признаков, характерных для инфекции - 1. Лихорадочная реакция -
2. Синдром общей инфекционной интоксикации
3. Одновременное поражение многих органов и систем
4. Одновременное возникновение групповых или последовательных однотипных заболеваний
II. Отнесение к одной из групп инфекционных заболеваний на основании ведущих синдромов системного поражения С поражением органов дыхания Кашель, боли в груди, отделение мокроты, хрипы и др. Грипп и др. ОРЗ, легочные формы чумы, туляремии, сибирской язвы, орнитоз, лихорадка Ку, пневмонии и др.
С поражением органов пищеварения Боли в животе, рвота, понос, слизь и кровь в стуле и др. Дизентерия, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, холера и др.
С синдромом желтухи Желтушное окрашивание мочи, склер, кожи Вирусный гепатит, лептоспироз, желтая лихорадка и др.
С поражением миндалин Боли в горле, покраснение, отек, налеты на миндалинах Ангина, скарлатина, дифтерия, инфекционный мононуклеоз и др.
С поражением лимфатических узлов Увеличение и болезненность лимфатических узлов Бубонные формы чумы, туляремии, инфекционный мононуклеоз, венерические болезни и др.
С поражением суставов Покраснение, отечность и болезненность суставов Бруцеллез, денге, ревматизм, ревматоидный полиартрит и др.
С поражением центральной нервной системы Головная боль, рвота, симптомы менингита и энцефалита Менингиты менингококковый, туберкулезный, паротитный, энтеровирусный, менингоэнцефалит клещевой, энцефалиты сыпнотифозный, таежный, комариный, ботулинический и др.
С высыпаниями на коже и слизистых. Появление сыпи на коже и слизистых Скарлатина, краснуха, корь, сыпной и брюшной тиф, ветряная и натуральная оспа: чума, геморрагические лихорадки и др.
С увеличением печении селезенки Увеличение печени, селезенки, иногда лимфатических узлов Брюшной и сыпной тиф, бруцеллез, лептоспироз, туляремия, лихорадка Ку, орнитоз, инфекционный мононуклеоз, сепсис и др.
III. Сопоставление признаков по методу аналогии и выделение из входящих в группу заболеваний того из них, которое наиболее полно совпадает с симптомокомплексом больного - - -


«Карантинные инфекции», Б.А. Мокров





Читайте далее: