Ингибирование синтеза НС у беременных самок аскорбиновой кислотой

12.09.2011г.

В качестве модели для проведения указанных исследований Иванковик и соавторы (Ivankovic е. а.,1974) выбрали канцерогенез, индуцируемый этилнитрозомочевиной. 

Этот канцероген при введении в организм беременных самок вызывал опухоли нервной системы у взрослых животных и у их потомства. В первой серии опытов на 10-й и 11-й дни беременности 17 крысам Вистар перорально вводили этилмочевину (100 мг/кг веса тела) и нитрит натрия (50 мг/кг). Через 4 — 6 недель после рождения у 60% молодых крысят были выраженные признаки гидроцефалии (увеличение размеров черепа, атаксия), что характерно для действия нитрозоэтилмочевины. 

При пероральном введении аскорбиновой кислоты (250 мг/кг веса тела) вместе с предшественниками синтеза этого канцерогена патологические изменения у потомства не развивались даже через год.

Во второй серии опытов использовали четыре группы бере-менных крыс. Первая группа на 21-й день беременности перорально получала нитрозоэтилмочевину (30 мг/кг веса тела), вторая — этот же канцероген и аскорбиновую кислоту (200 мг/кг), третья — этилмочевину (150 мг/кг) и нитрит натрия (100 мг/кг), четвертая — эти же предшественники и аскорбиновую кислоту (200 мг/кг). Опыты продолжались 300 дней. Большинство родившихся крыс первой, второй и третьей групп погибли от опухолей нервной системы. У потомства четвертой группы не обнаружено ни одной опухоли.

Аналогичные результаты на сирийских хомяках получены Рустиа (Rustia, 1975). Первой группе животных на 15-й день беременности однократно ввели в желудок 200 мг/кг веса тела этилмочевины и 100 мг/кг нитрита натрия; вторая группа кроме этих веществ получала также 200 мг/кг аскорбата натрия; третьей группе на 14-й день беременности ввели в просвет слепой кишки предшественники синтеза нитрозоэтилмочевины. 

Максимальная продолжительность опытов составила 122 недели. У потомства крыс первой группы возникли опухоли периферической нервной системы, а во второй группе аскорбат натрия полностью предотвратил их развитие. 

Предшественники канцерогена, введенные в слепую кишку беременных самок, не вызвали опухолей у потомства, что, возможно, связано со слабым синтезом нитрозоэтилмочевины в этом участке кишечника.

В. А. Александров и Ф. К. Джиоев (1977) исследовали влияние аскорбиновой кислоты, уротропина, сульфомата натрия и мочевины на эмбриотоксический и тератогенный эффекты предшественников синтеза нитрозометилмочевины. 

С этой целью беспородным крысам на 9-й день беременности внутрижелудочно с помощью зонда вводили 30 мг/кг веса тела метилмочевины и 50 мг/кг других веществ. На 21-й день беременности крыс забивали, определяли число и состояние зародышей. Комбинированное введение предшественников канцерогена вызвало гибель 46% эмбрионов, а у 15 из 102 выживших плодов преобладали уродства типа гидроцефалии и экзенцефалии. Аскорбиновая кислота и уротропин полностью предотвращали эмбриотоксическое и тератогенное действие образующейся нитрозометилмочевины, эффект сульфомата натрия был менее выраженным, а влияние мочевины не проявлялось.

Следует отметить, что аскорбиновая кислота и другие препараты не действовали на проявление эмбриотоксических и тератогенных изменений, вызванных экзогенной нитрозометилмочевиной.

Таким образом, аскорбиновая кислота подавляет эндогенный синтез НС в организме беременных самок, что предотвращает развитие опухолей и уродства.

В какой же мере приведенные результаты могут быть использованы на практике для подавления синтеза канцерогенных НС? Не исключено, что аскорбиновая кислота сможет быть применена in vivo и при технологических процессах, где в пищевых продуктах возможно присутствие значительных концентраций нитрозируемых ингредиентов. В отношении первой возможности отметим, что способность ингибировать синтез НС обнаружена Мирвишем в 1972 г. при попытке изучить нитрозирование ортотетрациклина. 

Отрицательный результат был связан с содержанием в этом лечебном препарате 80% аскорбиновой кислоты. В настоящее время в лечебной практике применяются лекарственные препараты, представляющие собой вторичные и третичные амины, которые в условиях in vitro образуют НС. Поэтому необходимо изучить возможность их приема больными в сочетании с аскорбиновой кислотой.

При технологической обработке некоторых мясных изделий вместе с нитритами добавляют аскорбиновую кислоту, которая способствует образованию нитритной кислоты и окиси азота. Последние вызывают розовое окрашивание готовых продуктов, связанное с возникновением нитрозомиоглобина.

Зависимость остаточного содержания нитритиона в вареной колбасе от количества добавляемой в фарш аскорбиновой кислоты (Таутс, 1977)Фидлер и соавторы (Fiddler е. а., 1973) определяли образование ДМНА в сосисках при добавлении перед их копчением 150 или 1500 мг/кг нитрита натрия. При этом в готовых сосисках определяли примерно 10 мкг/кг канцерогена. Добавление вместе с нитритом 550 и 5500 мг/кг аскорбата или эриторбата натрия полностью предотвращало появление ДМНА в сосисках.

Рейнери и Вайсбургер (Reined, Weisburger, 1975) показали, что в гомогенатах картофеля при условиях, характерных для переваривания в желудке (температуре 37° С, рН 1,5), добавление метилмочевины и нитрита приводит к образованию канцерогенной метилнитрозомочевины. При соотношении молярных концентраций аскорбата и нитрита 4:1 угнетение образования канцерогена составляет 93%.

Заслуживают внимания также исследования О. В. Таутса (1977), подтвердившие в полупроизводственных условиях восстанавливающее действие аскорбиновой кислоты на нитриты, добавляемые в колбасные изделия. 

Наряду с улучшением окраски в готовой продукции уменьшается содержание нитритов.

Приведенные работы свидетельствуют о перспективности дальнейшей разработки методов добавления аскорбиновой кислоты в пищевые продукты с целью ограничения содержания нитритов и образования НС.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: