Люминесцентный метод основан на переводе молекул или атомов вещества в энергетическое возбужденное состояние и измерении интенсивности свечения, возникающего при« возвращении молекул в состояние равновесия.
Основным методом количественного химического люминесцентного анализа является флюориметрия — метод установления количества люминесцирующего вещества по интенсивности возникающей люминесценции. При этом существует определенная зависимость между интенсивностью люминесценции и концентрацией вещества.
Флюориметрические методы принципиально ничем не отличаются от фотометрических и представляют лишь разновидность оптических методов, однако имеют и свои специфические особенности.
Поглощая свет соответствующей энергии, атом вещества переходит из нормального состояния E0 в возбужденное Е1, при этом наблюдается свечение. Частоты поглощенного и излученного света равны (резонансное излучение). Во всех видах люминесценции проявляются характерные свойства веществ, что может служить основой для их распознавания и изучения, т. е. составляет предмет санитарно-химического анализа.
Флюориметрические измерения выполняются визуально и с помощью объективных методов регистрации возникающего излучения.
Основными узлами любой флюориметрической установки является источник возбуждающей реакции: первичное монохроматизирующее устройство и приемник лучистой энергии.
Люминоскоп
Флюориметр для определения концентраций в окрашенных растворах
Наиболее простыми являются приборы, применяемые при выполнении качественного анализа визуальной флюориметрии.
Для количественного анализа существуют более сложные приборы — флюориметры. Для изучения спектров люминесценций и установления качественных характеристик люминесцентного излучения служат спектрофлюориметры.
Люминесцентный анализ обладает исключительной чувствительностью: люминесценцию можно наблюдать при исследовании очень малых концентраций люминесцирующих веществ. Этот метод успешно конкурирует с большинством физико-химических методов.
Метод применяют для определения нефтепродуктов в воде, смолистых веществ в воздухе рабочей зоны, бензилового спирта в атмосферном воздухе, витаминов, афлатоксинов в пищевых продуктах.
«Руководство к практическим занятиям по методам
санитарно-гигиенических исследований», Л.Г.Подунова