Главная / Новости / Исследование с участием мышей: новая информация о связи ожирения и диабета

Исследование с участием мышей: новая информация о связи ожирения и диабета

10.01.2013г.

Исследование с участием мышей: новая информация о связи ожирения и диабета

Ожирение и диабет 2-го типа тесно связаны между собой, однако ученые заявляют, что они нашли способ ослабить эту связь – по крайней мере, у мышей. Ключевым моментом в данном процессе, по их словам, является блокирование воспалительной реакции организма на пищу с высоким содержанием жиров.

В данном исследовании, опубликованном 6 декабря онлайн в журнале «Science» («Наука»), исследователи «отключили» генетический путь JNK (произносимый как «джанк») у мышей и давали грызунам корм с высоким содержанием жиров. Даже несмотря на то, что мыши начали страдать ожирением, инсулиновая устойчивость, как предвестник диабета, у них не развилась. У других мышей с активными путями JNK инсулиновая зависимость развилась. Результаты дают надежду, однако пока рано говорить, насколько они применимы к людям.

«У всех есть эти гены. Они всегда присутствуют в каждой клетке вашего организма, - говорит автор исследования Роджер Дэвис. – Они ответственны за реакцию на питание. Так что если вы употребляете пищу с высоким содержанием жиров, это приведет к активизации продуктов протеина – ферментов – в данных генах».

Дэвис, профессор медицинской школы Университета Массачусетса и исследователь медицинского института Говарда Хьюза в Ворчестере, штат Массачуссетс, а также его коллеги за много лет изучили сотни мышей для того, чтобы понять связь между воспалением и диабетом. «Мы выявили, что гены JNK в макрофагах очень важны и обеспечивают способность макрофагов вызывать воспалительный процесс, особенно в ответ на питание и употребление продуктов с высоким содержанием жиров», - говорит Дэвис.

Макрофаги – лейкоциты – атакуют чужеродные тела. Они борются с инфекциями, но их реакция на воспаление также может обладать негативными последствиями. Воспаления связывают с такими состояниями, как артриты, болезни сердца и рак. «В исследовании отсутствие генов JNK в макрофагах предотвращает воспалительные процессы, которые возникают в организме в ответ на питание и диету, а это, в свою очередь, препятствует развитию симптомов преддиабетического состояния, таких как инсулиновая устойчивость», - говорит Дэвис.

Доктор Джоел Зонсзейн, директор Центра клинического диабета в медицинском центре Монтефиоре в Нью-Йорке, который не связан с исследованием, говорит, что наука в этой области выявила, что повышенное содержание жира в организме – в частности, на талии – является фактором риска для развития диабета, но это не все.

«Есть здоровые пациенты, у которых диагностировано ожирение, но у них меньше жировой ткани, уровень воспалительных процессов снижен, и у них меньше макрофагов, - говорит Зонсзейн. – Есть лица, по которым не скажешь, что они страдают тяжелой формой ожирения, однако их жировая ткань содержит огромное количество макрофагов, в частности, вредных».

Новое исследование на мышах, по словам Зонсзейна, сделало уникальное открытие. Мы всегда ассоциировали ожирение с инсулиновой устойчивостью, но в их модели (мышей) ожирение развилось, а инсулиновой устойчивости не возникло. При этом Зонсзейн добавляет, что процессы, происходящие в организме человека, гораздо сложнее. «Тем не менее, это наука, и мы должны делать выводы. При этом от настоящего момента до создания новых препаратов нас отделяет еще очень многое», - говорит он.

Автор исследования Дэвис признает, что между данными, полученными на основе испытаний на животных, и клинической пользой существует разрыв. Однако не исключено, что его можно преодолеть.

«Один из возможных сценариев - в случае, если мы докажем наши предположения о таком же эффекте в случае с людьми, - создание препаратов, нацеленных на гены киназы JNK, которые будут эффективными в лечении диабета, - говорит он. – Однако это означает, что предстоит проделать огромную работу».

По словам Дэвиса, необходимо понимать, что нездоровое питание незамедлительно отражается на организме. «Людям следует знать, что пища, которую они употребляют, обладает прямыми биохимическими эффектами, - говорит он. – Иногда люди думают, что нездоровое питание обладает опосредованным отсроченным негативным действием. Однако питание может иметь и прямое влияние на организм».


Источник:
medicinenet.com





Читайте далее: