COVID-19 пандемия показала , что зоонозы - инфекции, которые проходят от животных к человеку - могут представлять огромную угрозу для глобального здравоохранения. Более 70% возникающих и вновь появляющихся патогенов происходят от животных. Это, вероятно, включает вирус SARS CoV-2, который, по мнению ученых , произошел от летучих мышей.
По-прежнему есть вопросы о том, где именно появился вирус SARS-CoV-2 . Но эксперты по всему миру согласны с тем, что сообщества могут предпринять шаги для снижения риска вторичных эффектов в будущем. Ключевым моментом является совместная работа ветеринаров, врачей и ученых, осознание того, насколько тесно связано здоровье человека со здоровьем животных и средой обитания, которую мы разделяем, - подход, известный как «Единое здоровье».
Чтобы предотвратить новые пандемии, ученым необходимо определить конкретные места, где вирусы с наибольшей вероятностью могут перейти от животных к людям. В свою очередь, это требует понимания того, как поведение людей - от вырубки лесов до сжигания ископаемого топлива до конфликтов и культурной деятельности - способствует рискам вторичного распространения.
Мы фокусируемся на глобальных исследованиях One Health, а также на образовании и эпидемиологии инфекционных заболеваний, и мы работали в научной целевой группе, созданной Гарвардской школой общественного здравоохранения TH Chan и Гарвардским институтом глобального здравоохранения для оценки текущих знаний о том, как предотвратить вторичные эффекты. В отчете целевой группы отмечается, что недавний анализ оценивает затраты на устранение вторичных эффектов на стыках высокого риска с помощью подходов «Единое здоровье» и сохранения лесов в 22–31 млрд долларов США в год. Эти затраты незначительны по сравнению с предполагаемой потерей глобального ВВП в размере почти 4 триллионов долларов в 2020 году из-за пандемии COVID-19.
На наш взгляд, необходимы скоординированные инвестиции, основанные на подходе «Единое здоровье», чтобы инициировать и поддерживать глобальные стратегии профилактики и избежать разрушительных затрат на ответные меры на пандемию.
One Health - это стратегия, направленная на наведение мостов, соединяющих врачей, ветеринаров, ученых-экологов, специалистов общественного здравоохранения и других специалистов для защиты здоровья всех видов.
Выявление зон повышенного риска распространения зоонозов является сложной задачей. Люди и дикие животные много перемещаются, и воздействие может не сразу привести к инфекции или вызвать симптомы, которые четко отражают воздействие патогенов.
Но исследователи могут делать прогнозы, комбинируя данные о плотности населения и домашнего скота с данными об условиях окружающей среды, таких как вырубка лесов и изменения в землепользовании, которые могут позволить патогенам распространяться от дикой природы к людям. Например, есть районы в Китае, Индонезии, Индии и Бангладеш, где развитие привело к фрагментированным лесам и расширению животноводства и человеческих сообществ вблизи естественной среды обитания подковообразных летучих мышей . Эта группа летучих мышей, включающая более 100 видов, считается резервуаром для многих коронавирусов.
В Бразилии желтая лихорадка является эндемическим заболеванием в джунглях и распространяется в основном между обезьянами через комаров. Люди в стране иногда заражаются им от укусов комаров, а вырубка лесов и переустройство земель под сельское хозяйство увеличивают риск более значительных вторичных эффектов. Растут опасения, что болезнь может быть занесена в крупные города Бразилии, где широко распространены комары Aedes aegypti, которые могут передавать ее в больших масштабах .
Есть также определенные человеческие формы поведения, которые могут еще больше увеличить риск вторичных эффектов. К ним относятся работа, при которой люди вступают в прямой контакт с животными или рядом с ними, например, сбор гуано летучих мышей (навоз) для удобрения, а также покупка и продажа диких животных или частей животных.
Вырубка тропических лесов, торговля дикими животными и животноводство возле опушек считаются основными факторами распространения зоонозных заболеваний.
Повседневный распорядок дня, связанный с хранением пищи и употреблением мяса диких животных, также может создавать риски. Например, вспышки вируса Эбола в Нигерии были связаны с разделкой и употреблением мяса диких животных.
Людям в районах с высоким риском распространения инфекции не нужно прекращать жить своей жизнью. Но им необходимо осознавать, что некоторые действия более рискованны, чем другие, и принимать соответствующие меры предосторожности, такие как использование защитного снаряжения и обеспечение правильного обращения и приготовления мяса диких животных.
На наш взгляд, исследователям и правительствам важно понять и принять центральную концепцию, согласно которой здоровье животных, людей и окружающей среды тесно взаимосвязано, а факторы, влияющие на одного человека, могут повлиять на всех. В идеале формируются группы по решению проблем, которые занимаются профилактикой от уровня сообществ и районов до рядов министерств здравоохранения, животных и окружающей среды.
Члены местных сообществ, скорее всего, знают, где люди подвергаются наибольшему риску контакта с животными, которые могут быть переносчиками инфекционных заболеваний. Прислушиваясь к их словам, ветеринары и медицинские работники, а также лесники и землеустроители могут разработать стратегии, которые с большей вероятностью снизят риск вторичного распространения.
Такие организации, как Агентство международного развития США, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций , национальные правительства и группы гражданского общества инвестируют в платформы One Health в отдельных странах Африки и Азии. Эти сети обычно привязаны к правительственным министерствам. В их число также могут входить неправительственные организации и группы гражданского общества, приверженные делу улучшения здоровья и благополучия в рамках концепции «Единое здоровье».
Например, во многих странах есть отдельные базы данных для отслеживания вспышек инфекционных заболеваний среди людей и животных. Соединение этих систем между правительственными министерствами и ведомствами может улучшить обмен информацией между ними и привести к лучшему пониманию рисков распространения.
Мы считаем, что подготовка к следующей пандемии должна включать предотвращение ее источника. Наш лучший шанс на успех - это координировать исследования и разработку дополнительных мер вмешательства, признавая, что здоровье человека, животных и природы взаимосвязано.
Метки: Вирусология