Тонус центральной и периферической нервной системы в механизме действия гормонов имеет очень большое значение. Появление во время лечения интолерантности к тому или иному виду гормонального препарата во многом определяется реактивностью нервной системы. Влияние как центральной, так и периферической нервной системы на продуцирование гормонов несомненно. С другой стороны, гормоны интегрируют влияние нервной системы на органы и ткани.
Гормоны, по мнению Ш. Милку (1969), оказывают косвенное влияние на все виды обмена, но не обусловливают новых биохимических реакций, а только усиливают или уменьшают ранее су-ществовавшие реакции. В этих реакциях принимают активное участие и ферменты при условии присутствия в клетках протеинов и других веществ коллоидной структуры.
Кроме гормонов, в тканях и органах образуются биологически активные вещества, биогенные стимуляторы — гистогормоны. Парагормоны (histogormona) являются продуктами метаболизма клеток органов и тканей, которые обладают определенной физиологической активностью. Они участвуют в регуляции дифференциации клеток (эвокаторы) и различных функций организма (непосредственно парагормоны).
Здесь уместно также упомянуть о биологически активных веществах — простагландинах, относящихся к ненасыщенным жирным кислотам и вырабатываемых различными клетками органов и тканей. Эти вещества определяют проницаемость клеточных мембран.
Их еще сравнивают с «ключами», отпирающими и запирающими «двери» между двумя главными системами коммуникаций в организме — нервной и гормональной [Вогралик В. Г., 1974]. Простагландины (Е, F, А, В) именуют еще клеточными, тканевыми или местными гормонами. Действуя па связанную с мембраной клетки аденилциклазу, простагландины принимают активное участие во внутриклеточном обмене, способствуют увеличению активности цАМФ и повышению метаболических процессов в клетке.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко