Рост клеток в чаше Петри

30.05.2010г.

Распределенные по поверхности чашки клетки оказываются отделенными друг от друга большими расстояниями. Через неделю каждая жизнеспособная клетка дает начало колонии, настолько большой, что она видна невооруженным глазом.

Однако первые опыты принесли нам разочарование. Ни в одной из колоний нам не удалось обнаружить ни малейших признаков дифференцировки. И лишь после того, как мы продлили срок культивирования до 10—13 дней, стало ясно, что единственной ошибкой в постановке первого опыта был недостаток терпения. При более длительном культивировании в некоторых колониях (примерно в одной из десяти) появляются уже знакомые нам длинные многоядерные клетки с характерной поперечной исчерченностью.

Нас озадачило то, что эти изменения обнаруживались лишь в одной десятой колоний. Что может означать подобное соотношение? Говорит ли оно о том, что только одна клетка из десяти представляет собой миобласт, то есть может со временем превратиться в мышечную клетку? Или же в примененных нами необычных условиях культивирования к дифференцировке способны лишь некоторые миобласты? Мы решили изменять условия культивирования в надежде повысить «выход» колоний.

В наших первых опытах дифференцировка клеток начиналась только после образования сплошного слоя. По-видимому, между плотностью популяции и началом процесса слияния клеток (в результате которого возникают многоядерные мышечные клетки) существует какая-то зависимость. Не исключено, что слияние клеток стимулируется просто-напросто тесным контактом между клетками, обусловленным высокой плотностью популяции. Однако данные других опытов, не исключая целиком роль физического контакта, позволяют привести еще одно объяснение.

Вполне вероятно, что размножающиеся клетки изменяют культуральную среду, в которой они развиваются. Если питательную среду из-под старых культур использовать для дальнейших опытов, то дифференцировка новых культур наступает на 24 часа раньше, чем при использовании свежеприготовленной среды. По-видимому, состав среды изменился в результате физиологической активности первой клеточной популяции: среда приобрела способность стимулировать дифференцировку клеток следующей популяции.

Используя такую «эффективную» среду для получения небольших клонов, мы обнаружили при этом не только обильный рост колоний, но и четырехкратное возрастание доли дифференцирующихся колоний. К подобным приемам прибегали и раньше, когда нужно было ускорить размножение отдельных клеток. Оказалось, что «эффективная» среда способствует не только размножению, но и дифференцировке.


«Молекулы и клетки», под ред. Г.М.Франка





Читайте далее: