Опыты Хироматцу на крысах

01.09.2011г.

В опытах Хироматцу (Hiromatzu, 1974) крысам Вистар в течение 28 недель давали диету, содержащую 74% сахарозы. Часть крыс в составе пищи получала 0,05% N-нитрозодибутиламина, который вызвал опухоли мочевого пузыря и пищевода почти у всех животных, а опухоли печени — у 33% самцов. Включение в диету 1,4% триптофана существенно не повлияло на образование опухолей в мочевом пузыре и пищеводе, но предотвратило возникновение новообразований в печени.

Диета, содержащая 18% глиадина (с недостатком лизина) или 4% казеина, угнетала развитие спонтанной карциномы молочной железы у мышей линии С3Н соответственно на 75% или полностью. Подавляющее действие казеина скорее всего связано с тем, что значительный его дефицит в диете приводит к резкому падению веса тела животных (White, Anderwont, 1943).

Росс и Брас (Ross, Bras, 1973), исследуя образование спонтанных опухолей у крыс, использовали диеты, содержащие 10, 22 или 51% казеина при калорийном ограничении или свободном кормлении крыс. При избытке белка увеличивалась продолжительность жизни крыс и у них возрастало относительное количество папиллом мочевого пузыря, что авторы связывали с действием содержащегося в белке триптофана или его метаболитов.

В обзоре Танненбаума и Сильверстона (Tannenbaum, Silverstone, 1955) приводятся примеры влияния белковой недостаточности на рост перевивных опухолей при одновременном введении животным опухоленосителям канцерогенов. 

Так, при перевивке крысам Walker 256 опухолей и последующем введении ДМБА или 4-диметиламиностильбена торможение развития опухоли было значительно более выраженным при содержании в рационе 5 вместо 20% белка. Не исключено, однако, что малобелковая диета оказывала влияние на приживление, а не собственно на рост опухоли.

Сванн и Мак Лин (Swann, Mc Lean, 1971) показали, что скармливание крысам безбелковой диеты в течение 7 дней приводит к резкому снижению метаболизма вводимого ДМНА в печени, но метаболизм канцерогена в почках почти не снижается. 

Метилирование гуанина в составе ДНК и РНК в печени не изменяется, а в почках — увеличивается, что приводит к повышению уровня 7-N-метилгуанина в 3 раза. Соответственно, однократно введенная большая доза ДМНА на фоне низкобелковой диеты вызывает опухоли только в почках, но не в печени. 

Для продуктов превращения ДМНА характерна высокая токсичность, и снижение его метаболизма в печени, вызванное безбелковой диетой, позволяет животным перенести более высокую дозу препарата, которая оказывается канцерогенной для печени. 

Интересно отметить, что низкобелковая диета или голодание не влияют на индукцию опухолей пищевода или эпителияноса, вызванных ДМНА (Clayson, 1975). Кроме того, было показано, что внутрибрюшинное введение самцам крыс ДМНА в дозах 60 или 50 мг/кг веса тела на фоне кратковременной безбелковой диеты вызывает опухоли почек соответственно у 100 или 87% животных. При включении в рацион 30% белка развитие опухолей наблюдали у 35% крыс (Hard, Butler, 1970).

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: