Р. Е. Кавецкий (1977) неоднократно указывал, что между опухолевыми клетками и организмом-хозяином имеются сложные взаимоотношения, которые начинаются с трансформации нормальной клетки в опухолевую и продолжаются на протяжении всей «раковой болезни». В зависимости от характера этих взаимоотношений определяются возможность злокачественной трансформации, дальнейшее развитие опухолевого роста, возникновение метастазов и рецидивов рака. Он акцентировал внимание на том, что при опухолевом росте все системы и органы вовлечены в сложный клубок взаимоотношений опухоли и организма.
О системном действии опухоли на организм подчеркивал В. С. Шапот (1975, 1980), указывая, что больные раком нередко погибают не от метастазов, а вследствие дисфункции и дистрофии жизненно важных органов, возникающих под влиянием функционирования самой опухоли.
Изучение механизмов системного действия опухоли на организм можно рассматривать как путь к поискам средств, позволяющих бороться с этими системными проявлениями и тем самым способствовать повышению иммунобиологичекой сопротивляемости больных. На рак как системное заболевание указывали A. Rossi и соавт. (1977).
По сообщению L. Rees и соавт. (1981), различные опухолевые ткани продуцируют адренокортикотропный, антидиуретический, паратиреоидный и другие гормоны. Т. Merimee (1982) указывает, что опухолевая ткань продуцирует не менее 10 различных эктопических гормонов, включая АКТГ, МСГ, ФСГ, АДГ, гастрин, эритропоэтин и инсулин. Биологический механизм продукции гормонов опухолью пока еще точно не установлен.
По мнению автора, при формировании групп повышенного риска заболевания злокачественными опухолями, а также в диагностике злокачественных опухолей определение эктопических гормонов может иметь существенное значение.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко