Поставить диагноз «рак печени», «рак кишечника», «рак мозга» — это не только страшно, но и трудно. Не так-то легко обнаружить опухоль, спрятанную внутри тела.
А для успешного лечения или хирургической операции ее надо выявить рано, пока она еще не разрослась, не расселилась в виде метастазов по всем органам тела Идеальный случай — выявление в самом начале развития.
Вот тут-то иммунологические методы вне конкуренции. Самый яркий пример иммунодиагностики касается первичного рака печени. Работами советских исследователей — Гарри Израитевича Абелева и Юрия Семеновича Татаринова — показано, что клетки рака печени вырабатывают особый антиген, относящийся к эмбриональным белкам. Он назван альфа-фетопротеин.
Обнаружение этого белка в крови с помощью специальной иммунной сыворотки, бесспорно, ставит диагноз: рак печени. Продукция эмбриональных антигенов оказалась непременным качеством большинства раковых клеток.
Особый эмбриональный антиген, обозначенный КЭА, обнаруживают иммунологи в крови больных раком кишечника. Еще один при раке желудка. Не меньшее значение имеет иммунодиагностика опухолей почек и нервной системы. Помимо выявления раковых антигенов, диагностическую ценность имеют исследования лимфоцитов. Например, при нейробластоме (опухоль нервной системы) у детей лимфоциты приобретают способность разрушать нервные клетки.
Это выявляется методом Хеллстремов, о котором уже было рассказано. Иммунодиагностика опухолей совершенствуется с каждым годом. Когда меня спрашивают, верю ли я в то, что иммунологи будут не только ставить диагноз рака, но и научатся лечить его? Я твердо отвечаю: да, верю. Я думаю, что это будет их совместный успех с онкологами, хирургами, биохимиками, генетиками.
«Я или не я», Р. Петров