Еще раз вспомним Карреля

20.03.2017г.

Иммунитет стоит на страже индивидуальности. В организме могут существовать только собственные ткани со своим индивидуальным набором антигенов, со своим неповторимым узором антигенного калейдоскопа. Это и ставит преграду хирургам, когда необходимо пересадить пострадавшему человеку кожу, костный мозг, почку или заменить любой поврежденный или больной орган. Армия иммунитета не позволяет сделать этого. 

Принцип: «Индивидуальность превыше всего; все чуждое — чуждо!»— для нее непререкаем.

Теперь вы понимаете, почему иммунитет, спасающий нас от смерти в борьбе с микробами, становится в других случаях нашим врагом. Конечно, относительным. 

Скажем мягче: иммунитет в некоторых случаях мешает. Иммунитет следит за постоянством внутренней среды, иммунитет бдительно хранит биологическую индивидуальность организма. 

Не считать же его врагом за то, что иногда он слепо продолжает делать свое дело, когда нам не нужно. Все же он нам приносит больше пользы. Так что иммунитет не враг, но в иных случаях лучше бы его не было. 

Как только в организм попадают клетки или ткани, отличающиеся хотя бы одним антигеном, начинают вырабатываться антитела. Лимфоциты набрасываются на чуждую им ткань и обрекают ее на гибель. Если хирург попытается пересадить раненому или обожженному кожу другого человека, чужую кожу, она будет отторгнута, как бы искусно он ее ни пришил. 

Если врач попробует пересадить какой-нибудь внутренний орган или его часть и этой части некуда будет отторгаться, она обязательно рассосется. Фагоциты съедят ее по маленьким кусочкам, медленно, неумолимо. 

Даже кость, если она инородна, рассосется, то есть будет уничтожена микроскопическими клетками-пожирателями.

«Я или не я», Р. Петров





Читайте далее: