Хаитов доказал, что с каждым годом жизни действительно меньше стволовых клеток выплывает и меньше приплывает. Абсолютное число Т-лимфоцитов с годами уменьшается в несколько раз.
Именно Т-лимфоцитов! Клеток, которые осуществляют иммунологический надзор. Это впоследствии было показано и на мышах и на людях. Константин Лебедев, например, просчитал кровь 400 человек самых разных возрастов — новорожденных, 5-летних, 16-летних, 40-летних, 70- и 80-летних.
Абсолютное число Т-лимфоцитов в единице объема крови в течение всей жизни только уменьшается. Количество Б-лимфоцитов примерно одно и то же, а Т- уменьшается и уменьшается. Виктор Манько совместно с Лией Сеславиной продемонстрировал снижение «работоспособности» Т-лимфоцитов в старости. Они уже не столь активны в совместной работе с Б-лимфоцитами.
Их не хватает, чтобы с той же силой убивать генетически чужеродные клетки. Таяши Мэйкинодан сформулировал главную беду иммунной системы в стареющем организме.
В своем докладе, не в популярной лекции, а в сугубо научном докладе, он так и сказал: «…с годами в организме страдает полицейская функция иммунной системы». Т-лимфоциты плохо несут службу, они становятся близорукими. Явных поджигателей, чужестранцев, разговаривающих не на их языке, они видят, а внутренних саботажников и изменников не замечают. Вот почему защита организма против микробов в старости не столь страдает.
Страдает защита от рака, то есть от порочных злокачественных клеток, которые образованы в самом организме. Возникновение разных форм рака в пожилом возрасте действительно связано с дефектностью иммунной системы. Наоборот, мы все живем благополучно потому, что нормальная иммунная система исправно несет свою функцию по противораковой защите.
«Я или не я», Р. Петров