Если абсолютную величину дефицита оттока у контрольных лимфатических узлов принять за единицу, то дефицит оттока от застойных узлов в среднем составит 0,8—0,9, что свидетельствует, по мнению автора, о прогрессирующем снижении их пропускной способности.
Исследование рентгенограмм этой серии опытов показало, что размеры рентгеновской тени лимфатических узлов в большинстве случаев остаются несколько увеличенными по сравнению с нормой. Однако скорость и степень контрастирования этих лимфатических узлов являются более медленными и слабыми, чем такие показатели аналогичных узлов на интактных конечностях. Рисунок тени представляется пятнистым, ячеистым, сетчато-ячеистым. Границы тени выглядят размытыми, с нечеткими контурами.
При взятии материала для гистологического исследования 3. Т. Бикбулатов отметил, что подопытный (левый) подколенный лимфатический узел больше (1,4X1,0 см), чем контрольный (правый) (1,2X1,0 см). Гистологическая картина острого венозного застоя характеризовалась переполнением кровью венозных сосудов внутри лимфатического узла. Наблюдались диапедезные кровоизлияния в паренхиму органа. Лимфатический узел выглядел отечным, ретикулиновая строма центрального синуса была обеднена форменными элементами. Разрыхления в просветах синусов указывают на десквамацию ретикулярного остова. Появляются свободные макрофаги. Участки «просветления» синусов соответствуют дренированию больших объемов жидкости. На это указывает и частичная фрагментация мякотных шнуров.
Повышение транспортной функции лимфатического узла на втором этапе венозного застоя сопровождается дальнейшим его обеднением клеточными элементами, истончением и фрагментацией мякотных тяжей. Корковое вещество оттесняется на периферию. Нарастают дистрофические изменения, обнаруживаются признаки гиперплазии ретикулярного остова и к концу первого месяца венозного застоя выявляются признаки начинающегося склерозирования.
Изменения в лимфатическом узле в последней серии экспериментов 3. Т. Бикбулатов характеризовал как склеротические. Происходит новообразование массы коллагеновых волокон в адвентиции кровеносных сосудов, в трабекулярном аппарате и капсуле лимфатического узла.
Таким образом, полученные автором данные позволяют высказать мнение о том, что компенсаторные явления в регионарном лимфатическом узле при венозном застое носят лишь частичный характер. Восстановление нормальной структуры и функции лимфатического узла не происходит. Наряду с компенсаторными процессами в нем развиваются процессы склерозирования, существенно снижающие в дальнейшем функциональные возможности лимфатического узла.
Аналогичные данные приведены в работах Г. В. Томчика (1978), Ю. И. Бородина и соавт. (1967, 1972), Ю. И. Бородина и Г. В. Томчика (1970).
«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин