Рассмотрим прежде всего рибосомную РНК. Относительно ее происхождения могут быть выдвинуты два основных — и притом взаимно исключающих — предположения: либо она образуется на ДНК-матрице, либо нет. Если да, то рибосомная РНК должна быть комплементарна хотя бы отдельным участкам ДНК и, значит, должна давать с ними гибриды.
Как известно, между составом оснований рибосомной РНК и ДНК из одной и той же клетки корреляция отсутствует. Однако это еще ничего не говорит нам о происхождении РНК: ведь участок ДНК, служащий матрицей для рибосомной РНК, может быть настолько мал, что на его долю приходится лишь ничтожная часть оснований ДНК.
Около трех лет назад С. Яновский попытался, используя метод гибридизации, пролить свет на эту проблему. Основное затруднение состояло в том, что молекула рибосомной РНК по своей длине составляет лишь около одной десятитысячной всей молекулы ДНК. Итак, перед нами стояла задача разработать эксперименты, которые позволили бы уловить гибриды РНК с очень коротким отрезком ДНК.
Теоретически для этого требуется немногое — всего лишь пометить РНК так, чтобы она обладала достаточно высокой удельной активностью. Если затем во фракции ДНК не будет найдено метки, значит, гибриды не образовались. Для такого рода экспериментов необходимо, чтобы активность РНК составляла примерно 1*106 импульсов в минуту на 1 микрограмм. Однако при столь высокой удельной активности посторонние «шумы» могут исказить результат. Поскольку приборы легко улавливают разницу в 100 импульсов в минуту по сравнению с фоном, случайное присутствие во фракции ДНК хотя бы 0,0001 микрограмма свободной РНК отразится на результатах измерений.
Подобные загрязнения возникают по самым разным причинам. Например, в препарате рибосомной РНК могут содержаться следы радиоактивной информационной РНК, которая даст гибриды с ДНК. Далее, небольшие количества рибосомной РНК могут просто зацепиться за молекулы ДНК, не образуя при этом гибридов. Наконец, не исключена и частичная гибридизация, обусловленная комплементарностью оснований на протяжении коротких участков.
С помощью целого ряда методических уловок все эти трудности удалось преодолеть. Мы выбрали организмы, у которых ДНК и рибосомная РНК резко различались по составу оснований; таким образом, мы обеспечивали себе в дальнейшем возможность показать, что в гибриды действительно входит рибосомная РНК.
«Молекулы и клетки», под ред. Г.М.Франка