Лабораторная диагностика

21.06.2011г.

Основными методами лабораторного подтверждения диагноза дизентерии являются исследования кала. При микроскопическом исследовании кусочков слизи из кишечного отделяемого обнаружение в каждом из полей зрения 3 микроскопа более 10—20 лейкоцитов и хотя бы единичных эритроцитов является показателем воспалительнодеструктивных изменений в кишечнике, особенно свойственных дизентерии, но имеющих место и при колитах другого происхождения (сальмонеллезном и др.). Такая копроцитограмма особенно ценна тогда, когда воспалительный процесс в кишечнике не удается выявить с помощью других более простых методов (осмотра стула, ректороманоскопии).

Для бактериологического подтверждения диагноза дизентерии производят посевы отделяемого прямой кишки. Забор материала для посева лучше всего производить непосредственно из прямой кишки с помощью стерильных металлической петли или ватного тампона. Техника взятия посевов и их дальнейшая обработка подробно излагаются в руководствах по уходу за инфекционными больными (Иванов А. И., 1977, и др.).

Бактериологически диагноз острой дизентерии подтверждается не во всех случаях. Выделение возбудителей от каждого из больных дизентерией невозможно даже теоретически, так как у некоторых больных к моменту взятия материала может уже наступать очищение организма от шигелл, у других не оказывается шигелл во взятом для исследования материале, у третьих — колонии шигелл могут не вырасти или затеряться на питательной среде среди других многочисленных обитателей кишечника и т. д. Из этого следует, что клинический диагноз дизентерии правомерен и без бактериологического подтверждения.

Лечение

Вопрос о том, где лечить больного дизентерией — в больнице или на дому, решает врач, поставивший этот диагноз. При этом учитываются тяжесть заболевания и возможность соблюдения в домашних условиях соответствующего противоэпидемического режима. Легкое течение большинства случаев современной дизентерии и сократившаяся активность бытового пути передачи из-за преобладания сейчас дизентерии Зонне, открывают возможности лечения заболевших на дому. Вместе с тем, больных со среднетяжелыми и тяжелыми формами дизентерии и ослабленных лиц необходимо госпитализировать. Это же следует делать при наличии в семье малолетних детей.

Существует большой выбор химиотерапевтических препаратов, подавляющих жизнедеятельность шигелл в организме. Предпочтение должно отдаваться тем из них, к которым большинство циркулирующих в настоящее время возбудителей дизентерии достаточно чувствительны, которые обладают бактерицидным действием, т. е. вызывают гибель, а не только остановку размножения шигелл, и которые оказывают наименьшее побочное действие на организм больного, не тормозя его иммунологических реакций и восстановительных процессов. 

К таким препаратам можно отнести антибиотики канамицина моносульфат и ампициллин и группу иитрофуранов. Канамицина моносульфат дается взрослым внутрь по 0,5—1 г — 4 раза в день. В случае применения ампициллина его доза и путь введения такие же. Фуразолидон принимают внутрь по 0,15 г 4 раза в день. Общая продолжительность лечебного курса для каждого из препаратов должна составлять не менее 5 сут. Ввиду того, что большинство штаммов шигелл стали сейчас устойчивыми к тетрациклинам, от широкого применения этих традиционных средств лечения дизентерии приходится отказываться.

«Карантинные инфекции», Б.А. Мокров





Читайте далее: