Производственная практика

12.07.2010г.

Учащийся приходит на производственную практику в больницу или поликлинику, имея определенный запас теоретических знаний по вопросам медицинской этики и деонтологии. Однако только теоретической подготовки здесь явно недостаточно. Научить гуманности, чуткости, добросовестности и другим качествам на классных занятиях практически невозможно. 

Тут надо многое увидеть: как та или другая манипуляция выполняется руками опытной медицинской сестры, как она ведет себя с больным при выполнении врачебных назначений,— попытаться своими руками помочь больному в той или другой ситуации. Только такое соединение теоретической подготовки с детальной отработкой практических навыков обеспечит всестороннюю деонтологическую подготовку учащихся. 

На практических занятиях полезно рассказывать, а возможно, и демонстрировать примеры деонтологически неоправданных обращений с больными, анализировать ошибки, допускавшиеся медицинскими сестрами при выполнении диагностических и лечебных процедур, и на этих примерах учить их предотвращать. Надо учить критическому и самокритичному отношению к возможным собственным ошибкам в работе.

Первостепенными этико-деонтологическими качествами учащегося должны быть честность и правдивость во всем: в отношении к учебе, во взаимоотношениях с товарищами и преподавателями. Эти качества особенно нужны уже при первых учебных контактах с больными, при выполнении диагностических и лечебных манипуляций. Ведь скрытая ошибка, допущенная в работе, может нанести непоправимый вред не только данному, но и другим больным, а нечестный поступок учащегося наносит ему самому огромный моральный урон.

Хорошо известно, что медицинская профессия не только самая гуманная, но и одна из наиболее трудных для ее освоения. 

Она требует от будущих медиков не только больших стараний, но и выработки определенных нравственных качеств, в особенности таких, как сострадание, терпение, самоотверженность и большое трудолюбие. 

Поэтому добросовестный труд в период учебы и сознательное отношение к исполнению своего общественного долга должны сопутствовать учащемуся в период освоения своей профессии. Ведь профессия медицинской сестры, фельдшера, акушерки связана с постоянным физическим и особенно моральным напряжением, с необходимостью общения с тяжелыми, подчас безнадежными больными. 

Надо приучить себя к большой выдержке, терпеливому общению с такими больными, оказывать помощь даже в тех случаях, когда нет полной уверенности в ее эффективности. Другими словами, наряду с высокой профессиональной подготовкой, нужны морально-этическая зрелость, сознание той большой ответственности, которую несут медицинские работники за состояние здоровья людей.

«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко





Читайте далее: