Важными деонтологическими и интеллектуальными качествами учащегося должны быть пытливость и старательность в овладении навыками медицинских манипуляций, серьезность в отношениях с больными и тонкая наблюдательность.
Мимо внимания учащегося не должны пройти ни одно замечание преподавателя и, конечно, реакция больного на процедуру. Наблюдательность учащегося предусматривает умение заметить, зафиксировать и сообщить дежурной медсестре или лечащему врачу изменения, происшедшие в состоянии больного, в его настроении и в отношении к проводимому лечению.
Следует помнить, что больные внимательно наблюдают и изучают поведение будущих медицинских работников, их отношение к исполнению профессионального долга, следят за их внешним видом, обращают внимание на допускаемые элементы невнимательности, посторонние разговоры, замечают брезгливое отношение к выполнению манипуляций, связанных с перевязками гнойных ран, собиранием кала, мочи и других выделений больного для лабораторного исследования.
Зная это, практикант все учебное время должен посвятить больному, окружить его вниманием и заботой, не отвлекаться посторонними делами, чутко реагировать на его просьбы, добросовестно и пунктуально выполнять врачебные назначения.
Учащиеся должны обращаться с больными только на «Вы» и обязательно по имени и отчеству, не допуская при этом элементов панибратства, покровительства и унижения их человеческого достоинства.
Следует всегда помнить о возможной стыдливости больных, особенно женщин. Поэтому при выполнении медицинских манипуляций с определенной осторожностью и в минимально необходимом объеме обнажать исследуемые части тела, особенно если это касается промежности, половых органов, молочных желез и др.
«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко