Врачи древности

06.07.2010г.

Врачи древности, оставившие нам ценные сведения из истории врачевания, обращали серьезное внимание на вопросы медицинской этики. Так, в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Книга жизни»), относящейся к V—IV вв. до н. э., мы находим весьма четкий этический портрет врача. 

«Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро».

Первые научные обобщения народного опыта врачевания и правил поведения врача у постели больного мы находим в трудах Гиппократа — V—IV вв. до н. э,— и других ученых Древней Греции и Рима. В известной клятве Гиппократа, которую чтили и с незначительными изменениями принимали врачи многих поколений, были заложены основные морально-этические принципы врачебной деятельности.

В «Клятве» был четко сформулирован профессиональный долг
врачевателя честно и добросовестно служить больному человеку, в своих действиях «воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости».

Там мы впервые встречаемся с требованием соблюдения медицинской тайны. «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я молчу о том, считая подобные вещи тайной». Клятва Гиппократа для многих поколений врачей всего мира стала этическим гимном врачевания, в разных вариантах она выдержала проверку временем и до настоящего времени обладает силой воспитательного воздействия.

Вариантом, «Клятвы» Гиппократа явилось «Факультетское обещание», которое давали врачи дореволюционной России. В тексте «Обещания», в частности, говорилось: «Обещаю во всякое время помогать по лучшему моему разумению прибегающим к моему пособию страдающим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия… Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности…» Названное «Обещание» охватывало многие морально этические стороны работы врача, и в частности его отношение к больным и товарищам по профессии.

«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко





Читайте далее: