Гематолимфатические взаимоотношения в лимфатическом узле

16.06.2015г.

А. М. Шурина (1975, 1976) изучала гематолимфатические взаимоотношения в лимфатическом узле, используя метод введения в лимфатическую систему меченного изоцианатом флуоресцеина сывороточного глобулина кролика. Меченый белок вводился в афферентный лимфатический сосуд подколенных лимфатических узлов. Ни в одном из экспериментов в оттекающей от лимфатического узла крови меченый белок автору обнаружить не удалось. В афферентной лимфе он появлялся на 2—3-й минуте.

На срезах лимфатического узла светящиеся гранулы белка располагались только в ретикулярных клетках и макрофагах синусов. Береговые клетки также содержали меченый белок, но создалось впечатление о его меньшем количестве здесь, чем в ретикулярных клетках. С увеличением срока пребывания меченого белка в лимфатическом узле свободно лежащих гранул последнего становилось меньше, а через 28 ч меченый белок содержался только в ретикулярных клетках синусов. Ни в одном случае автору не удалось обнаружить светящиеся гранулы меченого белка в лимфоидной ткани узла.

Сывороточный глобулин, меченный тиоизоцианатом флуоресцеина, введенный в приносящий лимфатический сосуд в условиях асептического воспаления, располагался только в синусах лимфатического узла, где захватывался макрофагами ретикулярными и береговыми клетками синусов. В лимфоидной ткани узла меченый белок не обнаруживался. Через 3, 5, 7, 14 сут от начала воспалительного процесса меченый белок находился только в краевых синусах лимфатического узла, в лимфоидной ткани и мозговых синусах меченого белка не было. В оттекающей от лимфатического узла крови А. М. Шурина (1976) не обнаружила меченого белка ни в одном из экспериментов.

Тушь, введенная в область лимфосбора подколенного лимфатического узла, через 3, 5, 7, 14 сут от начала воспаления в паренхиму лимфатического узла не проникала. На более ранних сроках его развития частицы туши обнаруживались только в синусах узла, в лимфоидную ткань органа они не проникали. Частицы туши захватывались макрофагами синусов, ретикулярными и береговыми их клетками.

Таким образом, по мнению А. М. Шуриной (1976), на ранней стадии реакции лимфатического узла на воспаление (до суток) барьерно-фильтрационная функция его оставалась на высоком уровне. Тушь и меченый белок ни в одном случае не были обнаружены в лимфатической ткани узла, а также в оттекающей от него крови, хотя в афферентной лимфе этот белок выявлялся через довольно короткий срок. Отсутствие белка в афферентной лимфе в более поздние сроки от начала развития асептического воспаления можно объяснить изменениями структуры узла на этапах воспаления, когда транспортные возможности органа нарушаются. По-видимому, пограничные образования синусов являются выраженным структурным барьером для взвесей, поступающих в лимфатический узел по лимфатическим путям.

Отсутствие сплошного слоя береговых клеток в краевом и промежуточных синусах обусловливает, по мнению автора, проникновение некоторого количества гранул туши в окружающую лимфоидную ткань. Эксперименты с введением меченого белка показали, что стенка синусов — биологически активное образование, регулирующее проникновение различных веществ в лимфоидную ткань.

Береговые клетки синусов участвуют в процессах накопления гомологичного и чужеродного белка из лимфы. В лимфоидную ткань белок не проникает. Пограничные структуры играют, таким образом, особую роль в использовании гомологичного и чужеродного белка. Следовательно, стенка синусов лимфатического узла является активным барьерно-фильтрационным механизмом, по-разному реагирующим на попадающие в синусы вещества.


«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин





Читайте далее: