Разумеется, распространение представления о подобном механизме лимфатической резорбции на все органы преждевременно. Теоретическое рассмотрение вопроса [Караганов Я. Л., Ванин В. В., 1978], а также факты, имеющиеся в нашем распоряжении [Ванин В. В., 1981; Караганов Я. Л. и др., 1981], позволяют считать конвекционный механизм резорбции реальным прежде всего для органов, по отношению к которым имеются доказательства феномена, известного в литературе под термином «градиент сосудистой проницаемости» [Rouse P. et al., 1930]. Более того, можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что конвекционный механизм транспорта белков основан на этом феномене.
Непосредственная близость резорбирующих сегментов лимфоносного русла к посткапиллярам и венулам, наличие в их стенках достаточно широких «каналов», обладающих высокой гидравлической проводимостью, и наивысшие показатели коэффициента капиллярной фильтрации являются важными аргументами, на которых основан конвекционный механизм лимфатической резорбции. Такие данные получены нами [Караганов Я. Л., Банин В. В., 1980] и некоторыми другими исследователями [Fraser Р. et al., 1978] по отношению к обменным микрососудам брюшины.
В совместных экспериментах, выполненных В. В. Ваниным, Г. А. Алимовым и Я. Л. Карагановым с сотрудниками анатомического института Лейпцигского университета К. Schippel, К. Welt, G. Schippel, W. Scheller, высокая проницаемость венул была зарегистрирована также в миокарде и некоторых соматических мышцах [Welt К. et al., 1980, 1981; Караганов Я. Л. и др., 1981]. Однако, поскольку перечень органов, на примере которых получены данные, свидетельствующие о конвекционном потоке белков из крови в лимфу, пока еще невелик, в настоящее время приходится констатировать, что всеобъемлющей теории периферической лимфатической резорбции не существует.
Образование лимфы и ее поток
Образование лимфы и ее поток — процессы, тесно связанные между собой. Изучением механизма этой связи занимались многие исследователи, однако, окончательного решения этого вопроса до сих пор также нет. Вполне естественно, что характеристика потока лимфы должна быть начата с рассмотрения величин внутрисосудистого давления, поддерживаемых на протяжении различных сегментов периферического лимфоносного русла.
Результаты прямых измерений, основанные на регистрации интралюминального давления в 53 лимфатических капиллярах брыжейки некоторых животных, показали, что величина гидростатического давления здесь минимальна и колеблется от 0 до +3,5 см вод. ст. [Zweifach В., Prather J., 1975].
Эти периодические колебания давления, зарегистрированные на протяжении 10—15 мин наблюдения, были связаны с активной вазомоцией прекапиллярных резистивных микрососудов и постоянными колебаниями давления в кровеносных капиллярах, варьирующими от ±5 до 8 см вод. ст. При этом колебание давлений внутри лимфатических капилляров происходило с некоторым запозданием по сравнению с таковым в кровеносных капиллярах.
«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин