Изменения электроэнцефалографической ритмики

03.03.2015г.

Проведенные исследования [Шостак В. И., 1968] позволили проследить изменения электроэнцефалографической ритмики (в униполярных затылочных отведениях) после экспериментальных засветов (параметр 15) на фоне полной темновой адаптации с использованием автоматического анализа (смотрите рисунок ниже).


Абсолютные изменения суммарной энергии ритмов (1) и энергии

Абсолютные изменения суммарной энергии ритмов (1) и энергии

Абсолютные изменения суммарной энергии ритмов (1) и энергии δ- (3), ϑ- (4), α-(2), β1- (5) и β2- (6) ритмов ЭЭГ человека в затылочном отведении после экспериментального засвета. График построен по усредненным данным.


Изменения выраженности (А) ритмов ЭЭГ
в затылочном отведении после экспериментального засвета


Изменения выраженности (А) ритмов ЭЭГ в затылочном отведении после экспериментального засвета

1- δ -, 2- ϑ -, 3 — α -, 4- β1, 5 — β2-ритмы (по усредненным данным).


На основании полученных результатов, в динамике биоэлектрической активности коры головного мозга (идентично на контра- и ипсилатеральной сторонах) можно условно выделить три стадии. Сразу после вспышки, т. е. на протяжении первых 15—20 с после засвета, отмечаются резкое уменьшение суммарной энергии активности в диапазоне от 2 до 30 Гц, относительное увеличение δ -ритма, абсолютное и относительное уменьшение энергии ϑ - и α -ритмов, абсолютное и относительное возрастание β2-активности и увеличение выраженности β1-ритма. Последующие 2 мин характеризуются абсолютным уменьшением выраженности β2-активности, абсолютным и относительным возрастанием β2-активности. Между 3-й и 5-й минутами после вспышки наблюдаются увеличение энергии суммарной биоэлектрической активности, абсолютное и относительное возрастание α-ритма и абсолютное увеличение энергии β-ритмов.

Исходя из современных представлений о генезе электроэнцефалографической ритмики и ее функциональной значимости [Гусельников В. И., 1976; Бреже М., 1979; Думенко В. Н., 1979; Ливанов М. Н., 1984; Lindley D., Wicke J., 1974], полученные результаты можно интерпретировать как возникновение очага высокой активности в зрительной проекционной зоне с иррадиацией процесса возбуждения на обширные участки коры и возвращением к исходному состоянию.

Анализ этих результатов позволил установить, что ни с одним из интегративных показателей деятельности зрительного анализатора (световая, цветовая и контрастная чувствительность, острота зрений) спонтанная биоэлектрическая активность коры головного мозга сколько-нибудь существенной статистической корреляционной связи не имеет. Однако она обнаруживается довольно отчетливо в отношении электрической чувствительности глаза. Качественное сравнение ее динамики с картиной изменений суммарной энергии ритмов и энергией α-ритма показывает определенный параллелизм в этих процессах на протяжении первых 5 мин после воздействия вспышки (коэффициенты корреляции равны соответственно 0,795 и 0,729).

По-видимому, те фазные колебания возбудимости, которые были выявлены при исследовании электрического фосфена, обусловлены главным образом процессами, протекающими в зрительных корковых центрах. Вместе с тем достаточно трудно заключить, является ли это результатом следовых процессов в центральной части афферентной системы или же следствием таковых на периферии, т. е. в сетчатке, которые, являясь источником афферетной импульсации, могут определенным образом отражаться на деятельности центральных образований.


«Световые повреждения глаз»,
П.В.Преображенский, В.И.Шостак, Л.И.Балашевич





Читайте далее: