Больной П., 21 года, по поводу рецидива рака щитовидной железы с прорастанием в трахею и метастазами в лимфатические узлы шеи мы произвели тиреондэктомию с резекцией передней стопки трахеи на протяжении 2—4 колец, фасцпально-футлярное иссечение клетчатки шеи слева. При гистологическом исследовании обнаружена папиллярная аденокарцинома, прорастающая стенку трахеи с метастазами в лимфатические узлы. Через 5 лет здорова.
Среди больных, подвергшихся послеоперационному облучению, повторно регионарные метастазы обнаружены у 6 (7,2%) больных в течение 1—2 лет после лечения; у 5 они удалены. У одной больной наблюдался пернхопдрит хрящей гортани. 10 больных умерли в течение 1—4 лет после операции: 9— от отдаленных метастазов, у одного причина смерти неизвестна, 3 больных живы, но имеют признаки заболевания; 64 человека здоровы.
Публикации, посвященные лучевому лечению рецидивов рака щитовидной железы, немногочисленны. Е. С. Киселева (1971) лечила 68 больных: у 88% больных рецидив обнаружен в первые 2 года; среди 27 человек, радикально оперированных, 5-летняя выживаемость составила 78,1 %.
В наших наблюдениях у 16 из 34 радикально оперированных больных с рецидивами рака щитовидной железы проведено комбинированное лечение с использованием предоперационного (10 человек) и послеоперационного облучения (6 человек). Из 25 больных, леченных 3 года назад, здоровы 24, из них 10 больных получали лучевое лечение; среди 16 больных, леченных 5 лет назад, здоровы 14, из них комбинированное лечение проведено у 7 больных.
У нас нет оснований сравнивать результаты комбинированного и хирургического лечения рецидивов рака щитовидной железы, так как для каждого из этих методов имелись своп показания.
«Рак щитовидной железы»,
А.И. Пачес, Р.М. Пропп