Основным деонтологическим требованием к лечебно охранительному режиму в медицинском учреждении является устранение отрицательных, вредных воздействий на психику больного факторов больничной среды, как воспринимающихся дистантными рецепторами (глаз, ухо, нос и др.), так и воздействующих через вторую сигнальную систему больного — посредством слова.
Широкое внедрение принципов лечебно-охранительного режима в работу медицинских учреждений нашей страны началось в 50-е годы текущего столетия. Первоначально в его организации особое внимание обращалось на борьбу с внутрибольничным шумом и создание условий, благоприятствующих продлению естественного сна, как непременного условия лечения целого ряда заболеваний.
Широкое применение удлиненного медикаментозного сна на практике не оправдалось. Сказались возможность и неизбежность лекарственной интоксикации и определенные трудности в организации наблюдения за больными, находящимися в палатах для лечения сном.
В настоящее время лечебно-охранительный режим в медицинском учреждении охватывает большой объем медицинских, административно хозяйственных и других мероприятий, которые должны иметь этико-деонтологическую направленность.
Уже первый контакт среднего медработника с больным в приемном отделении больницы или регистратуре поликлиники должен преследовать охранительные цели.
Тут нужна хорошая организация труда всего медицинского персонала, которая обеспечила бы обслуживание больного в минимально короткие сроки, исключала бы необходимость длительного ожидания своей очереди.
Больной должен почувствовать доброжелательность персонала, чуткость и внимательность при оформлении медицинских документов, теплоту отношения при оказании необходимой медицинской помощи. Крайне отрицательное воздействие на самочувствие больного оказывает отказ в госпитализации из-за отсутствия свободных мест или по причине непрофильной госпитализации.
Поэтому любые разговоры на эту тему должны вестись персоналом без присутствия больного. Из поведения и разговоров медицинского персонала приемного отделения больной не должен вынести своего мнения о том, что «его тут не хотят». Наоборот, в приемном отделении у больного должны формироваться доверие к персоналу и всему медицинскому учреждению, уверенность в высокой квалификации врачей и среднего медицинского персонала, в способности и готовности оказать ему квалифицированную помощь.
«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко