Стереологические особенности, топография и лимитирующие размеры везикулярных каналов позволили идентифицировать их в качестве структурного эквивалента мелких пор [Simionescu N. et al., 1975; Palade G. et al., 1979]. Позже было показано, что через трансэндотелнальные каналы проникают не только микропероксидаза, но и растительная пероксидаза [Караганов Я. Л. и др., 1980, 1981; Welt К. et al., 1980, 1981], обладающая большими молекулярной массой и диаметром молекул (смотрите рисунок ниже).
Транспорт растительной пероксидазы через везикулярный канал (К),
пронизывающий эндотелиальную клетку венулы
Спинотрапециевидная мышца крысы.
ЦЭ—цитоплазма эндотелиоцита. X 20 000.
Учитывая эти данные, а также сведения о полиморфизме трансэндотелиальных каналов (число слившихся везикул, их форма, размеры лимитирующих сужений — стриктур), по-видимому, можно отметить, что идентификация этих каналов в качестве структурного эквивалента мелких пор может носить лишь ориентировочный характер.
По данным G. Palade и соавт. (1979), 65% везикулярных каналов сосредоточено в эндотелиальных клетках венозных сегментов капилляров и посткапиллярных венул. Тем не менее частота их обнаружения невелика. Так, Bundgaard и соавт. (1979) при исследовании 700 срезов, прошедших через эндотелий мезентериальных капилляров, не обнаружили ни одного везикулярного канала; лишь на нескольких препаратах им удалось зарегистрировать открытые трансэндотелнальные каналы в венулах. Наши наблюдения [Караганов Я. Л. и др., 1981], основанные на изучении эндотелия спинотрапециевидной мышцы крыс, также показали немногочисленность трансэндотелиальных каналов в венулярных микрососудах: из 200 исследованных фрагментов эндотелиоцитов мы обнаружили наличие таких каналов лишь в 9.
Несмотря на малочисленность трансэндотелиальных каналов, ставится вопрос о том, что эти открытые коммуникации обеспечивают ускоренный транспорт гидрофильных молекул. В качестве примера сошлемся на данные W. Paaske (1977), который рассчитывал, что некоторые радиоацуивные индикаторы, например 51Сr-ЭДТА и 57Сo-B12 (цианокобаламин), переносятся из крови в ткани со скоростями, пропорциональными коэффициентам их диффузии в воде.
По мнению этого автора, подобную скорость переноса гидрофильных молекул способна обеспечить лишь система трансцеллюлярных каналов из слившихся плазмалеммальных везикул, причем для этого достаточно наличия лишь 1—2 таких каналов на 1 мкм длины сосудистого эндотелия. Возможно, что высокая скорость проникновения гидрофильных молекул через везикулярные каналы связана с локальными различиями в распределении электрических зарядовна поверхности эндотелия.
«Микролимфология», В.В.Купирянов, Ю.И. Бородин