Все мероприятия по борьбе с шумом могут быть разделены на технические, архитектурно-планировочные, административно-организационные и воспитательную работу среди населения.
Наиболее целесообразным мероприятием по уменьшению транспортного шума следует считать его заглушение в конструкции двигателя и ходовых частях экипажа.
Однако снижение шумности автомобиля, железнодорожного состава, самолета — сложная инженерно- техническая и экономическая задача.
Поэтому прогноз в этой области на ближайшие 10 лет неблагоприятный. В связи с этим наибольшее значение приобретают рациональные градостроительные приемы, такие, как зонирование селитебной территории вдоль магистральных улиц и скоростных дорог, железных дорог, промышленных предприятий; свободная планировка и застройка жилых районов, устройство защитных зеленых полос.
Необходимо изолировать потоки городского транспорта от жилой застройки за счет соблюдения санитарных разрывов не менее 50 м от магистралей до фронта жилых зданий и 100 м от железнодорожных линий.
Наибольший эффект дает заглубление проезжей части в выемку или тоннель. Около транспортных проездов с интенсивным движением следует размещать протяженные здания нежилого назначения (магазины, ателье и т. д.).
Экранирование шума транспортных потоков
Экранирование шума транспортных потоков:
а — с помощью зданий;
б — с помощью насыпей (кавальеров);
в — с помощью откосов.
В качестве шумозащитных сооружений можно применять экраны-стенки или экраны в виде земляных насыпей (кавальеры). Эффективность различных экранирующих устройств достаточно высока и составляет 15 — 25 дб. Зеленые насаждения способны снизить шум в пределах 6 — 12 дб.
«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова