На рисунке приводится зависимость уровней шума от количества экипажей городского транспорта.
График для определения расчетного уровня транспортного шума
График для определения расчетного уровня транспортного шума (в 7 м от оси движения).
Условия движения транспорта: 1 — размер грузового и общественного транспорта в потоке — 60%; 2 — скорость движения преобладающего вида транспорта — 40 км/час.
Поправки для расчета: 1 — изменение характера движения от принятого по графику на каждые 10% — ± 1 дб; 2 — изменение скорости движения на каждые 10% — ± 1 дб; 3 — изменение продольного уклона от нулевого на каждые 2% — ± 1 дб; 4 — наличие трамвая по оси улицы — ± 3 дб.
Наиболее шумными видами транспорта являются тяжелые дизельные грузовые автомашины типа ЯАЗ и МАЗ, затем следуют 3 — 4-тонные грузовые автомашины ЗИЛ-150 и ГАЗ-51 и трамваи.
В таблице приводятся средние уровни шума от отдельных видов городского транспорта, измеренные на расстоянии 7 м от оси движения при скорости движения 40 — 50 км/час, а на рисунке ниже — спектры их шума.
Уровни звукового давления, производимого отдельными видами городского транспорта
Вид городского транспорта | Уровень звукового давления (в дб) | ||
минимальный | средний | максимальный | |
Грузовые автомашины 1,5 — 2,5-тонные | 74 | 86 | 94 |
Грузовые автомашины 3 — 4-тонные | 74 | 90 | 106 |
Грузовые автомашины 5-тонные (дизельные) | 90 | 95 | 108 |
Легковые «Победа», «Волга» | 71 | 83 | 96 |
Легковые «Москвич» | 73 | 81 | 86 |
Легковые «ЗИЛ» | 79 | 83 | 91 |
Мотоциклы | 76 | 84 | 92 |
Автобусы | 78 | 86 | 96 |
Троллейбусы | 78 | 84 | 90 |
Трамваи | 79 | 88 | 93 |
Транспортные шумы зависят от технического состояния и исправности отдельных частей и деталей машин. Установлено, что разница в уровнях шумов для отдельных видов транспорта одного типа в зависимости от технического состояния достигает 10 дб.
Средние спектры шума
Средние спектры шума, создаваемые различными видами городского транспорта: 1 — грузовые автомашины с дизельными двигателями; 2 — грузовые автомашины с бензиновыми двигателями; 3 — трамвай; 4 — автобусы; 5 — легковые автомашины; 6 — троллейбусы; 7 — мотоциклы.
Большое влияние на уровень уличного шума оказывает характер дорожных покрытий. Наиболее бесшумным видом покрытий является асфальт. Но во многих городах остались еще брусчатые, булыжные и другие виды мостовых. Так, брусчатое покрытие увеличивает шум до 10 дб, булыжные — до 15 дб.
«Справочник помощника санитарного врача
и помощника эпидемиолога»,
под ред. члена-корреспондента АМН СССР
проф. Н.Н.Литвинова