Индукция ферментов белкового обмена

15.08.2011г.

При использовании в качестве индуцирующего агента гидролизата казеина ААФ оказывал значительно большее, чем 3´-Ме-ДАБ , влияние на индукцию ферментов белкового обмена. 

Под влиянием этого канцерогена в печени исчезала или снижалась способность к индукции триптофанпирролазы, орнитин-δ-трансаминазы, гистидазы, сериндегидратазы и повышалась — тирозинаминотрансферазы. 3´-Ме-ДАБ существенно снижал только индуцированный синтез орнитин-δ-трансаминазы и гистидазы.

Пойрер и Пито (Poirer, Pitot, 1969a, б, 1970) собрали сведения о способности многих перевитых и индуцированных гепатом к индуцированному синтезу ферментов углеводного и белкового обмена под влиянием факторов диеты. В большинстве случаев индуцибельность ферментов в гепатомах потеряна или значительно снижена.

Таким образом, не только гепатомы, но и печень при канцерогенезе частично или полностью теряет способность к индуцированному синтезу ферментов, вызванному различными диетами или голоданием животных. 

Аналогичные результаты получены при индуцировании адаптивных ферментов их субстратами или гормонами. Они показывают, что характерные для опухолей нарушения регуляторных механизмов (синтеза ферментов) могут возникать в ткани-мишени (печени) еще в период канцерогенеза. Вполне понятно, что «ферментное оснащение» опухолей определяет многие их биологические свойства. 

Признаки нерегулируемости опухолей могут быть многочисленными, и пока не представляется возможным ответить на вопрос, изменение индуцибельности каких ферментов в ходе канцерогенеза или в опухолях непосредственно связано с проявлением конкретных признаков их автономности.

Проявлением измененной регулируемости тканеймишеней при канцерогенезе может служить изменение интенсивности некоторых метаболических процессов, в которых принимают участие не отдельные ферменты, а их циклы. Например, в ряде индуцированных и перевитых гепатом нарушен синтез холестерина. 

Различные гепатоканцерогены — ААФ, афлатоксин, этионин и 3´-Ме-ДАБ   — резко понижают способность избытка холестерина ингибировать свой синтез, т. е. нарушают механизм отрицательной обратной связи, характерный для регуляции холестеринового синтеза. Наиболее резкий эффект обычно обнаруживали в первые недели после начала введения канцерогенов, затем он ослабевал и в ряде случаев происходила нормализация изменений. Так, через 2 — 3 недели после начала скармливания крысам ААФ синтез холестерина в печени возрастал, но механизм его регуляции утрачивался и через 8 — 11 недель восстанавливался лишь частично. 

Через 16 недель после начала введения ААФ в период формирования в печени гиперпластических узелков регуляция синтеза холестерина в печени восстанавливалась, но в ткани гиперпластических узелков попрежнему была нарушена (Horton, Sabine, 1971).

Следует отметить, что с нарушением холестеринового обмена иногда связывают не только развитие атеросклероза, но и неоплазии (Alcantara, Speckmann, 1976). Другим примером может служить нарушение механизма регуляции гликолиза при гепатоканцерогенезе. При скармливании крысам ДАБ или ТИО задолго до формирования опухолей в печени возрастает гликолиз, что связано с изменением активности регуляторных аллостерических ферментов. Сходные изменения характерны и для индуцированных опухолей (Рубенчик, 1977).

В тканях при химическом канцерогенезе отмечено формирование «эмбрионального» изозимного профиля, который встречается и во многих опухолях. Это не свидетельствует о возвращении к эмбриогенезу, а характеризует состояние малигнизированной ткани, которое сейчас принято обозначать термином «дисдифференцировка» (Шапот, 1975; Ходосова, 1976). Проявление последней также свидетельствует о нарушении процессов регуляции при канцерогенезе, присущих нормальной ткани.

Процесс канцерогенеза возможен только на основе смены клеточных популяций, поэтому носителями признаков нерегулируемости могут быть отдельные клетки или их группы. 

Известно, что в чувствительных тканях под влиянием канцерогенов могут возникать гиперпластические очаги клеток, представляющие собой относительно однородные популяции, которые по своим особенностям занимают промежуточное положение между нормальной тканью и индуцированными злокачественными опухолями.

Возникает вопрос: являются ли образующиеся при канцерогенезе клетки или их популяции с измененным типом регуляции и обмена непосредственными предшественниками опухолевых клеток, или эти изменения проявляются вследствие уже начавшегося процесса малигнизации? Для решения этой проблемы необходимы более детальные исследования отдельных клеточных популяций в ходе канцерогенеза, которые могут раскрыть причины возникновения частичной автономности клеток.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: