Цитохром Р-450

04.08.2011г.

Многочисленные исследования показали, что цитохром Р-450 играет очень важную роль в функционировании MOM. В частности, были получены данные о прямом его участии в связывании различных чужеродных веществ и гормонов мембранами микросом (Orrenius е. а., 1968). Цитохром Р-450 состоит по крайней мере из трех форм, которые можно разделить на основе, спектрального анализа, но которые еще не идентифицированы структурно. Кроме того, в микросомах содержится цитохром b5, роль которого пока не выяснена.

При введении некоторых химических веществ в организм происходит биосинтез MOM и резко повышается активность этой ферментной системы в тканях. Соединения, вызывающие индуцирование MOM, называют «индукторами». Они представлены многими химическими веществами с разнообразным биологическим действием. Так, Конней (Conney, 1965) в своем обзоре  приводит перечень почти 80 соединений, вызывающих индукцию MOM, среди которых много лекарственных средств (снотворные, успокаивающие, обезболивающие, противовоспалительные, мышечные релаксанты, транквилизаторы и др.), а также гормоны, антигистаминные препараты, инсектициды, канцерогены и другие препараты. 

Микросомальные ферменты катализируют многие реакции: окисление субстратов и гидроксилирование ароматического кольца по углероду и азоту, N-, S-, О-деметилирование, десульфурирование, образование глюкуронндов, дезаминирование, N-деалкилирование, расщепление эфирных, азосвязей, окисление алкильных связей и др.

Определение активности микросомальных ферментов в тканях млекопитающих и человека часто проводят до и после обработки объектов соответствующими индукторами. Среди широкого спектра ферментативных реакций, протекающих в присутствии MOM из различных тканей, чаще всего определяют деметилазную, редуктазную и оксидазную активности, на основе которых тестируют систему микросомальных ферментов. Ограничимся рядом примеров. 

Конней и соавторы (Conney е. а., 1965) установили, что через несколько часов после однократного внутрибрюшинного введения крысам 0,1 — 0,3 мг MX в гомогенатах печени значительно возрастает N-деметилирование азокрасителей, которое через 24 ч в 3 — 4 раза превышает исходную величину. Большие дозы канцерогена приводят к более значительному повышению ферментативной активности, которая может увеличиваться в 10 раз.

Канцерогенные полициклические углеводороды являются активными индукторами редуктазы аминоазосоединений: БП и MX стимулируют разрушение азосвязи в печени крыс при использовании в качестве субстрата ДАБ или МАБ.

Чаще всего определяют оксидазную активность арильных углеводородов, которая предсуществует в печени, но отсутствует в тонком кишечнике или легких. При введении в организм индукторов этой системы — БП, MX, ДБА или 4-метил-1,2б-ензантрацена — ее активность в печени, почках, кишечнике, легких и других тканях резко возрастает, что приводит к повышению окисления этих или других соединений. Индукторами оксидазы арилуглеводородов могут быть не только ПАУ, но и фенотриазины, фенилбензотриазолы и, что особенно интересно, некоторые флавоны и связанные с ними соединения, которые содержатся в овощах (Wattenberg, 1975a).

Система неспецифических оксидаз микросом обнаруживается или может быть индуцирована в различных тканях животных и человека. Это обусловливает широкую возможность метаболизма чужеродных веществ, в том числе и канцерогенов в организме, что непосредственно связано с проявлением их биологического действия. Превращение канцерогенов под влиянием MQM происходит в плаценте, в тканях эмбрионов и новорожденных  животных. По-видимому, MOM играют важную роль в трансплацентарном действии канцерогенов.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: