Патологический процесс в сетчатке приводит также к нарушению функционирования и нервных структур. Вызывая угнетение деятельности или частичную гибель нервных элементов, он нарушает способность сетчатки к тонкой функциональной перестройке в соответствии с изменениями условий освещенности. При этом различение тестовых объектов в наибольшей степени затрудняется вследствие расстройства процессов пространственной суммации и латерального торможения, имеющих важнейшее значение для нормального хода адаптации колбочкового аппарата [Глезер В. Д., Подвигни Н. Ф., 1971].
В результате острых воспалительных заболеваний или повреждений сетчатки в макулярной области часть рецепторных клеток может погибнуть, следствием чего является стойкое снижение остроты зрения. Однако в сохранившихся участках сетчатки в результате репаративных процессов постепенно нормализуются фотохимические реакции, восстанавливаются нервные связи, а затем нормализуется и время восстановления остроты зрения после засветов.
Следовательно, можно отметить, что изучение особенностей течения процессов временного ослепления при заболеваниях сетчатки у людей представляет большой интерес для понимания физиологических механизмов ослепления. Тот факт, что даже незначительные патологические изменения в сетчатке резко меняют реакцию зрительного анализатора на световую нагрузку, подтверждает взгляды В. Г. Глезера и Н. Ф. Подвигина (1971), В. И. Шостака (1968), Е. А. Обуховой (1970) и других авторов, отводящих периферической части зрительного анализатора ведущую роль в механизмах адаптации после экстремальных световых воздействий.
В результате проведенных к настоящему времени исследований методика фотостресс-теста достаточно хорошо отработана как в упрощенном варианте, так и с применением отдельных приборов, предназначенных для использования в специализированных стационарах и научных учреждениях. Тем не менее продолжается поиск более сложных, но, вероятно, и более информативных вариантов методики исследования [Белоусов В. И., 1980, 1983].
Нельзя считать окончательно решенным вопрос о целесообразности совершенствования цветостресс-теста. Хотя мы не получили в результате собственной проверки подтверждения его преимуществ перед засветами полихроматическим светом, требуются дальнейшие более тщательные исследования с применением равноэнергетических монохроматических засветов с привлечением более широкого круга заболеваний глаз. Возможно, в отдельных из них этот вариант фотостресс-теста окажется более ценным.
Остается широкое поле деятельности для рационализаторов и изобретателей в области совершенствования макулореадаитометра на основе более современных технических решений с привлечением электроники в целью создания максимально автоматизированного прибора. Организация серийного выпуска такого прибора способствовала бы существенному расширению возможностей офтальмодиагностики.
Ценное направление затронуто в исследованиях В. И. Товкача (1977), который нашел замедление времени восстановления остроты зрения у лиц с прогрессирующей близорукостью в отличие от имеющих стационарную форму миопии. Более детальная разработка вопроса могла бы способствовать решению этой сложной задачи, так как от этого зависят направление профилактических и целесообразность проведения лечебных мероприятий при миопии.
Перспективным является дальнейшее исследование парадоксальных реакций на фотостресс. Их природа остается неясной, а толкование не может быть признано исчерпывающим и бесспорным. В равной степени неясной остается причина замедленной реакции на засветы у клинически здоровых людей, отмеченной в наших исследованиях. Существование такой реакции делает актуальной задачу более детальной разработки вопроса об использовании фотостресс-теста для целей профотбора и врачебной экспертизы, определения его места в ряду таких методик исследования, как никто- и адаптометрия.
«Световые повреждения глаз»,
П.В.Преображенский, В.И.Шостак, Л.И.Балашевич