Выход физиологов на иммунологические тропы чаще всего лежит через джунгли эндокринной системы, то есть системы органов, вырабатывающих гормоны — регуляторы жизнедеятельности организма.
Маленькая железа в основании черепа — гипофиз — продуцирует гормоны роста. Щитовидная железа, расположенная на шее впереди гортани, выделяет гормон, регулирующий обмен веществ.
Над самыми почками расположены маленькие органы, так и называемые надпочечниками, которые вырабатывают целую серию гормонов, прямо влияющих на лимфоидную ткань, то есть на иммунную систему.
Увлечется физиолог гормональной регуляцией деятельности иммунной системы и нырнет с головой в иммунологию. Трудно ориентироваться в новой области. Да и друзья косятся: изменил-де физиологии, увлекся какой-то новой дисциплиной, погнался за модой. Но иммунология захватывает. Захватывает навсегда!
Десятки лет ни одно учебное заведение не выпускало иммунологов, а их становилось все больше и больше. Ни в одном университете, ни в одном медицинском, ветеринарном или сельскохозяйственном институте не было кафедр иммунологии. А наука об иммунитете разрасталась. Так было до 1965 года.
Не только в нашей стране, но и во всем мире. Крупнейшие иммунологи современности, о которых рассказывалось в книге, по-разному пришли в иммунологию. Фрэнк Бернет в прошлом микробиолог-вирусолог, Питер Медавар — зоолог, Родней Портер — биохимик. С 1965 года ситуация стала меняться.
В некоторых медицинских колледжах Англии, Франции, Америки начали преподавать новый предмет. Стали готовить иммунологов. В 1979 году в Москве организован Научно-исследовательский институт иммунологии. С 1980 года выходит специализированный журнал «Иммунология». В 1981 году создан еще один иммунологический институт в Новосибирске, Институт клинической иммунологии Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР. В директивах XXVI съезда КПСС вновь подчеркнута важность развития иммунологии.
«Я или не я», Р. Петров